Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 мая 2000 г.

Джудит Миллер | The New York Times

Российские лаборатории могут использовать американские деньги не по назначению

В то время как администрация Клинтона собирается увеличить в десять раз расходы по финансированию совместных российско-американских проектов в области биологии, Главное бюджетно-контрольное управление заключает, что американские деньги могут помочь бывшим военным лабораториям в создании бактериологического оружия.

В докладе Главного бюджетно-контрольного управления (ГБКУ) не представлено никаких свидетельств того, что Москва проводит незаконные исследования или производит бактериологическое оружие. В докладе не утверждается, что американская помощь российским лабораториям и ученым пойдет на военные нужды. Но бюджетное агентство конгресса говорит, что несмотря на предпринимаемые администрацией усилия, направленные на снижение рисков злоупотреблений или переадресации средств, способа помешать российским ученым ?использовать свои умения и результаты исследований для последующей работы над созданием наступательного вооружения в каком-либо российском военном институте, закрытом для Соединенных Штатов? не существует.

В докладе говорится, что нежелание России открыть свои важнейшие военные лаборатории для инспекции или визита западных ученых усиливает эту озабоченность. Доклад упрекает Россию в том, что ?руководители комплексов по разработке бактериологического оружия времен холодной войны?, такие как генерал Юрий Калинин, глава ?Биопрепарата? - организации, стоявшей во главе советской программы по разработке бактериологического оружия - сохранили за собой свои посты.

В своем ответе ГБКУ администрация утверждает, что гораздо опаснее не помогать 15 000 обнищавшим российским разработчикам биологического оружия из 50 институтов, разбросанных по всему бывшему Советскому Союзу. По мнению администрации, высока вероятность того, что в поисках трудоустройства они найдут работу в таких преступных государствах, как Иран.

?Мы можем остаться дома и ждать, когда проблема решится сама собой или же мы можем прямо заняться устранением ее причин?, - заявил представитель администрации.

В частных беседах чиновники говорят о ?тихом прорыве? в научном сотрудничестве с россиянами. Растет уверенность в том, что Москва действительно сворачивает проекты по разработке бактериологического оружия. Например, команда российских ученых, создавшая в свое время смертельно опасные штаммы сибирской язвы, на прошлой неделе предоставила свои коллегам из Центра по Контролю и Профилактике Заболеваний в Атланте два редких штамма сибирской язвы в рамках программы обмена.

Представители администрации также говорят о том, что начали давать результаты их попытки получить доступ в закрытые российские бактериологические военные лаборатории. Чиновники сообщают, что в рамках еще одной программы обмена группа российских военных ученых согласилась посетить летом этого года американские химическо-биологические оборонные учреждения.

Доклад ГБКУ скорее всего усилит споры о том, продолжает ли Россия производить бактериологическое оружие и незаконные исследования и разработки, как это делал Советский Союз уже после подписания договора по запрету бактериологического оружия. Бывший Президент Борис Ельцин в 1992 году заявил, что Россия остановила свою бактериологическую военную программу, и пообещал Вашингтону уволить бывшего разведчика генерала Калинина. Но ?Биопрепарат?, возродившийся в качестве государственной фармацевтической компании, до сих пор контролирует многие важные российские институты, хотя уже не финансирует их, и до сих пор его возглавляет генерал Калинин. Российские чиновники и сам генерал отрицают утверждения о том, что Россия производит бактериологическое оружие или проводит незаконные исследования.

Чтобы предотвратить распространение смертельно опасных научных знаний и бактериологического оружия из России в Иран, Ирак и другие потенциально опасные государства, за период с 1994 по 1999 финансовые годы администрация выделила около $20 млн на поддержку совместных исследовательских проектов в России, которые переключают бывших разработчиков бактериологического оружия на мирные исследовательские работы.

За период с 2000 по 2004 финансовый год администрация планирует потратить по меньшей мере $220 млн, расширяя свои усилия по трудоустройству сотрудников бывших советских институтов, занимавшихся разработкой бактериологического оружия.

Член палаты представителей Флойд Спенс (Floyd Spence), республиканский Председатель Комитета Палаты Представителей по Вооруженным Силам, заявил сегодня, что доклад ГБКУ ?усиливает мою озабоченность тем, что планы администрации, касающиеся помощи России, способны повысить риск того, что Россия предпримет очередные усилия в области разработки наступательного биологического вооружения?.

Некоторые эксперты не соглашаются с ним. Эми И. Смитсон (Amy E. Smithson), эксперт по обороне из Henry L. Stimson Center в Вашингтоне, посетившая некоторые из шести лабораторий, где побывала комнада ГБКУ, говорит, что в самом докладе есть достаточно свидетельств того, что программа администрации была эффективной.

Как отмечается в докладе, американская помощь привела к тому, что бывшие советские ученые из примерно 15 лабораторий отказались взаимодействовать с такими государствами, как Иран. ?Американцы обычно очень жестко следят за тем, как расходуются гранты, - сказала Смитсон. - Когда Государственный Департамент находит свидетельства того, что какой-нибудь ученый двигается не в том направлении, институт теряет грант. Во всех тех случаях, когда США ставило какого-нибудь российского ученого или лабораторию перед таким выбором, ответ был один: ?Мы в вашей команде?.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru