На прошлой неделе журнал "Итоги" вышел с титульным листом, посвященным футболу как социально-политическому явлению, и без обычной надписи о том, что журнал издается совместно с "Ньюсуиком". Американский журнал разорвал соглашение о сотрудничестве, посчитав, что "Итоги" стали другими после того, как вся редколлегия журнала была уволена в результате перехода СМИ Владимира Гусинского под контроль "Газпрома".
Судьба журнала "Итоги", газеты "Сегодня" и, главным образом, телеканала НТВ со всей определенностью показывает, что по информационному плюрализму в России нанесен смертельный удар. И он, вероятно, не последний.
Разрушение "Медиа-МОСТа" - информационной империи Гусинского - в значительной степени было обусловлено финансовыми проблемами группы, увязшей в долгах и имеющей в качестве гаранта газовую монополию, контролируемую государством, несмотря на то, что ему принадлежат всего 38% акций компании. В том, что в критический момент "Газпром" добил СМИ, отошедшие от генеральной линии поддержки нового кремлевского лидера Владимира Путина, нет ничего удивительного. По мнению экспертов, речь идет о прогнозируемой ситуации.
Группы "МОСТ", по сути, уже нет. НТВ - настоящая жемчужина в его короне - уже перешла под полный контроль "Газпрома". Бывший генеральный директор телеканала Евгений Киселев вместе с группой журналистов нашел убежище на менее престижном и имеющим меньшую аудиторию телеканале ТВ-6, 75% акций которого принадлежит олигарху Борису Березовскому - меньше года назад он был врагом Гусинского, а теперь они находятся по одну сторону баррикад. Газета "Сегодня" была закрыта, и дух старых "Итогов" агонизирует на интернет-сайте сомнительной легитимности.
Что осталось от "Медиа-МОСТа"? Из наиболее значительных СМИ - самая авторитетная в России радиостанция "Эхо Москвы" и телеканал ТНТ (на котором, в основном, идут развлекательные программы). Через 3 месяца "Газпром" возьмет под контроль эти СМИ, если Гусинский не погасит кредит в размере почти 50 млрд. песет.
Что касается "Эхо Москвы", то его главный редактор Алексей Венедиктов и редколлегия пытаются выкупить свои акции у газовой монополии, чтобы самим контролировать радиостанцию. Очень маловероятно, что им это удастся. Вряд ли также они смогут получить лицензию на создание другой радиостанции. Во-первых, это дорого, а во-вторых, как сказал Венедиктов, "государство не допустит создания нового независимого СМИ".
На могиле империи "Медиа-МОСТ" уже сделана надгробная надпись "Покойся в мире". Что же тогда останется на российском информационном пространстве? На телевидении два общенациональных телеканала находятся под непосредственным контролем государства (ОРТ и РТР), а еще один формально является частным и охватывает почти всю страну (НТВ), однако он перестал быть костью в горле президента Владимира Путина, хотя пока сохраняет менее официозный имидж.
За тремя крупными каналами на большой дистанции находится значительно менее влиятельный ТВ-6, а за ним - местные телеканалы, среди которых выделяется московский ТВ-Центр, чья оппозиционность испаряется по мере сближения с Кремлем мэра Москвы Юрия Лужкова и его союзника Евгения Примакова.
В радиоэфире, помимо общенациональной государственной радиостанции "Маяк", существует также несметное число развлекательных станций и известная своей объективностью информационная радиостанция "Эхо Москвы", которой грозит неизбежная гибель, по крайней мере, при нынешнем развитии событий.
Березовский продолжает иметь большой вес в печатных изданиях, хотя иногда ставится под сомнение его полный контроль над газетами "Новые известия", "Коммерсант" и "Независимой газетой", которые пользуются большим авторитетом, но имеют небольшой тираж - менее 100 000 экземпляров. В любом случае, хотя олигарх называет себя политэмигрантом и с прошлого года не живет в России, его СМИ далеки от того, чтобы бросать вызов Кремлю.
"Комсомольская правда" и "Московский комсомолец", ежедневный тираж которых составляет более 1 млн. экземпляров, официально являются независимыми, хотя в первой сильно влияние олигарха Владимира Потанина, во второй - Юрия Лужкова, который сейчас находится в орбите Кремля. Под контролем Потанина находится также газета "Известия" (500 000 экземпляров), а Лужкова - "Вечерняя Москва" и "Московская правда" (по 300 000 экземпляров).
"Газпром" контролирует бывшую профсоюзную газету "Труд" (600 000 экземпляров) и престижный журнал "Профиль", который, однако, имеет небольшой тираж. Коммунистические газеты во главе с "Советской Россией" (300 000 экземпляров) имеют ограниченное влияние на политическую аудиторию.
Больше всего похожи на независимые издания "Общая газета" и "Московские новости", а также "Новая газета", "Ведомости" и The Moscow Times, выходящая на английском языке.
Что касается издателя последних двух газет Independent Media, в котором доминирующие позиции занимают иностранные акционеры, то над ним навис дамоклов меч: в Думе обсуждается закон, призванный не позволить иностранным акционерам контролировать российские СМИ.
Под угрозой дальнейшее существование и американской радиостанции "Радио Свобода", чье освещение войны в Чечне вызывает недовольство Кремля; один из ее журналистов Андрей Бабицкий был арестован федеральными войсками и предан суду за обладание фальшивыми документами.
В целом, наличие в России разнообразных СМИ не гарантирует будущее свободы слова в России. Во-первых, на телевидении государство занимает практически монопольные позиции. Во-вторых, почти полностью разрушен "Медиа-МОСТ". В-третьих, нависла угроза над медиа-империей Березовского. И в-четвертых, Кремль уже одобрил новую доктрину информационной безопасности, которая грозит ростом государственного контроля над СМИ.
ЧЕРЕД БЕРЕЗОВСКОГО
Долгое время высказывались предположения о том, что, отобрав у Гусинского контроль над НТВ, Путин оставит в покое самого магната и его империю. Но этого не произошло. Владелец "Медиа-МОСТа" продолжает подвергаться преследованиям со стороны Генпрокуратуры, а наступление на его медиа-империю охватило также печатные СМИ, и вскоре может затронуть радиостанцию "Эхо Москвы" и безобидный телеканал ТНТ.
Все это свидетельствует о том, что Борис Березовский тоже не может чувствовать себя в безопасности, несмотря на то, что недавно он распростился со своими 49% акций ОРТ. Сам магнат заявил, что теоретическая продажа теоретическому частному инвестору является ничем иным, как способом передачи канала в руки государства.
Несколько дней назад Gazeta.ru высказала предположение, что в концу года практически все российские СМИ перейдут в собственность государства или под его контроль. По ее прогнозам, следующей жертвой - после Гусинского - станет Березовский, который осмелился открыть двери своего телеканала ТВ-6 для уволенных журналистов НТВ во главе с Евгением Киселевым.
Там они попытались возродить тот дух, который превратил НТВ в необычный эксперимент на российской телевизионной арене - стиль и содержание его программ были схожи с западными, особенно в последние 4 года. Этот десант вызвал самое настоящее землетрясение на ТВ-6, которое привело к отставке основных руководителей канала и протестам со стороны журналистов, опасающихся за свои рабочие места. Киселев ничего не сказал об этом конфликте в своей аналитической программе "Итоги", которая пользовалась большой популярностью, когда выходила на НТВ.
Березовский отрицает, что хочет продать ТВ-6, хотя известно, что он провел переговоры с главной российской нефтяной компанией "Лукойл", которая является миноритарным акционером телеканала и может сыграть ту же роль, которую сыграл "Газпром" на НТВ.
Для человека, который во времена правления Ельцина играл в Кремле роль Распутина, Березовский показал себя неспособным сосуществовать с новой властью, персонифицированной на Путине, которого, тем не менее, Березовский поддержал на парламентских и президентских выборах.
Позиции Березовского - как и Гусинского - слабы. Он сам сказал, что в новой России невозможно зарабатывать деньги, не нарушая законы. А у него много денег. Генпрокуратура обвиняет Березовского в незаконном расходовании средств "Аэрофлота". Его даже два раза вызывали на допрос. Он не явился, однако международный ордер на его розыск и арест пока не выдавался.
На данный момент он продолжает жить за границей и называет себя политэмигрантом. Неизвестно, какую игру он ведет. Олигарх по определению, специалист по различным интригам должен хорошо понимать, что в скором времени он должен или стать новым Гусинским, преследуемым и лишенным своей империи, или приспособиться к новой ситуации, в которой интриги плетут уже другие люди.