Инвесторы и аналитики опасаются, что правительство может захватить ЮКОС или довести его до банкротства
Прошлой осенью, через несколько дней после ареста самого богатого человека России, президент Владимир Путин пообещал, что конфликт будет иметь границы. Преследуя нефтяного магната Михаила Ходорковского, заявил он, "государство не стремится разрушать" его компанию.
Однако спустя полгода государство, похоже, делает именно это. В результате ряда шагов, предпринятых в последние недели, нефтяной гигант ЮКОС оказался под давлением налогового счета на миллиарды долларов, активов, замороженных по решению суда, и банковского предупреждения о дефолте.
Власти больше не фокусируют свои усилия на преследовании по обвинениям в неуплате налогов и мошенничестве Ходорковского и его партнеров. Инвесторы и аналитики, считавшие, что правительство ограничит свою кампанию главными акционерами, склоняются к мысли, что государство планирует довести когда-то самую успешную российскую компанию до банкротства, разделить ее на части или захватить целиком.
"Ясно, что нанесен ущерб, и значительный, - заявил Стивен Дашевски, директор аналитического отдела инвестиционной фирмы Aton Capital Group. - Любой разумный прогноз развития событий предполагает, что правительство установит контроль над компанией".
В то время как ЮКОС тянет вниз всю биржу, другие инвестиционные фирмы разослали своим клиентам мрачные прогнозы. Инвестиционный банк "Тройка Диалог" заявил в извещении, что "компанию, весьма вероятно, заставят отдать часть ее активов", а если правительство увеличит налоговые претензии, "это может поставить компанию на грань банкротства".
Многие аналитики до сих пор надеются на урегулирование конфликта между правительством и ЮКОСом путем переговоров, и министр финансов Алексей Кудрин добавил оптимизма по поводу такой сделки во время недавней поездки в Лондон. Но пока неясно, в каком положении окажется компания.
Мрачные прогнозы отражают изменение судьбы компании, которая в прошлом году мечтала стать первым российским игроком, способным конкурировать с такими гигантами, как ChevronTexaco или Royal Dutch/Shell. В начале октября прошлого года ЮКОС организовал слияние с конкурирующей компанией "Сибнефть", чтобы создать четвертую по величине частную нефтяную компанию мира. На долю вновь образованной структуры приходилась четверть всей российской биржи.
К концу октября все стало разваливаться. Ходорковский был арестован вооруженными спецназовцами, которые штурмом взяли его частный самолет в Сибири, и провел последние полгода в тюрьме в ожидании суда. Многим его партнерам предъявлены обвинения, либо они бежали из страны, и их акции заморожены.
Первый удар по компании был нанесен через месяц, когда главный акционер "Сибнефти" Роман Абрамович внезапно предпринял попытку отменить уже завершенное слияние после встречи с Путиным в Кремле. С тех пор юристы ищут способ развести две компании.
14 апреля российская федеральная налоговая служба нанесла ЮКОСу удар в виду налогового счета на 3,5 млрд долларов, недоплаченных в 2000 году, поставив под сомнение методы компании по минимизации налогов, которые другая правительственная служба перед тем сочла законными. Позже правительство добилось решения суда, запрещающего ЮКОСу продавать любую собственность, включая "Сибнефть".
Два рейтинговых агентства - Standard & Poor's и Moody's - отреагировали снижением кредитных рейтингов ЮКОСа. В случае S&P снижение составило пять уровней, до CCC. Затем банковский консорциум, предоставивший ЮКОСу заем в размере 1 млрд долларов, уведомил компанию о том, что налоговая претензия создает "потенциальную возможность дефолта", и предупредил, что может арестовать счета, являющиеся гарантией займа. ЮКОС сообщил, что ожидает такого же извещения от банков, давших ему заем в размере 1,6 млрд долларов.
Налоговый счет касается только 2000 года, сегодня налоговая служба проводит повторную проверку 2001 и 2002 годов. По мнению аналитиков, правительство может предъявить ЮКОСу претензии на сумму от 7 до 10 млрд долларов. Хотя аналитики считают, что компания, которая оценивается в 30 млрд долларов, может заплатить по первому счету, она не сможет заплатить 10 млрд долларов, не продав крупных активов.
"Если они захотят увеличить давление, они просто пришлют нам счет за 2001 год, потом за 2002, потом за 2003", - заявил финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор. Он признал, что в таком случае компания может рассмотреть вопрос о банкротстве. "Пока мы об том не думаем, - сказал он. - Мы считаем, что все эти годы вели себя надлежащим образом".
Дело разворачивается на фоне дебатов о коррумпированной приватизации государственных активов в 1990-е годы, когда появились ЮКОС и другие нефтяные компании. Поскольку многие объекты государственной собственности были проданы по заниженным ценам, некоторые аналитики подозревают, что Путин претендует на увеличение доли государства через налогообложение лидеров бизнеса, так называемых олигархов.
Приватизационные сделки "сочтены незаконными, политически незаконными, и необходимо что-то с этим делать", заявил главный экономист инвестиционной фирмы Brunswick UBS Эл Брич. "Олигархи этого просто не понимают".
Два инцидента на прошлой неделе вызвали разговоры о том, что правительственная кампания не ограничится ЮКОСом. Суд в Сибири принял решение о национализации гидроэлектростанции, посчитав ее приватизацию в 1994 году не имеющей юридической силы.
Также распространились слухи об аресте олигарха Владимира Потанина, что вызвало бурную продажу акций его компании "Норильский никель". Правительство попыталось успокоить инвесторов, организовав утечку информации о том, что оно подает апелляцию на решение суда, и заявив, что Потанина, находящегося за границей, никто не арестовывал.
Тем временем ЮКОС попытался укрепить свои позиции, на прошлой неделе введя новые фигуры в руководство. Компания предложила бывшему главе Центрального банка СССР и России Виктору Геращенко стать председателем правления, а Эдгару Ортицу, бывшему руководителю Halliburton Co., американского конгломерата, который когда-то возглавлял вице-президент Чейни, - войти в совет директоров.
Геращенко - один из лидеров политической партии "Родина", которая выступает за увеличение налогов на нефтяную отрасль.