Москва ведет на Кавказе войну, которая поднимает еще большую волну террора, пишет автор Tagesspiegel.
Его рассказ пропитан яростью, во взгляде его зеленых глаз сквозит то упрямая решимость, то отчаяние. Расул Магомедов сидит в гостиной, с любовью обставленной его дочерью. Теперь Мариам мертва. Она подорвала себя в московском метро 29 марта этого года. Такова по крайней мере официальная версия, добавляет автор публикации Кристиан Вайсфлог.
Однако отец Мариам в нее не верит. В селе Балахани, расположенной в горах Дагестана, семья Магомедовых имела неплохой по местным меркам доход - около тысячи долларов в месяц. 28-летняя Мариам преподавала в сельской школе информатику, сам Расул - историю России, русский язык и литературу, его жена - биологию.
"Темные тучи над семьей Магомедовых начали сгущаться пять лет назад, - рассказывает автор статьи. - Старший сын Анвар был задержан в Махачкале сотрудниками российских спецслужб. Его пытали всю ночь". По словам отца, на его теле не было живого места. В 2008 году та же участь постигла младшего сына. "Власти обвинили братьев в принадлежности к джамаату - вооруженной мусульманской общине. Доказательств этой принадлежности, однако, не было". "Те, чья вина не доказана, в наших краях обычно бесследно исчезают. Нет человека - нет проблемы", - говорит Расул Магомедов.
Два года назад, продолжает автор, российские антитеррористические подразделения в течение влсемь месяцев держали в окружении расположенное неподалеку от Балахани селение Гимры. "Никто не мог покинуть деревню, когда военные совершали обыски в домах. Три месяца не было воды, а 3 тыс. жителей не могли даже собрать урожай хурмы в своих садах. Подобное коллективное наказание стало обыденным для Дагестана, и оно не может не сеять недовольство в умах жителей", - говорится в статье. "Русские считают нас варварами и лучше поубивают нас всех, чем откажутся от территории", - полагает глава администрации селения Алиасхаб Магомедов.
При этом Гимры пропитаны духом противостояния еще с XIX века: отсюда родом имам Шамиль, вставший тогда во главе дагестанцев и чеченцев, выступивших против русского царя. В то время ислам стал идеологией освобождения. Сегодняшние борцы за свободу во главе с Доку Умаровым выступают за создание на Северном Кавказе исламского халифата.
"Половина молодых людей в Гимрах симпатизирует Умарову", - продолжает Алиасхаб Магомедов, который связывает это с тем, что большая часть молодых мужчин в районе не имеет работы и денег, чтобы создать собственные семьи, и поэтому переходит на сторону исламистов.
"Этому способствуют и грубые методы российских спецслужб, - добавляет автор. - Любой пойманный террорист повышает карьерные шансы милиционера". И поэтому при любом подозрении в ход идут пытки, заключает автор.