Западная пресса старается проанализировать смысл и последствия ликвидации бен Ладена.
Обама показал себя сильным лидером, наделенным чувством меры, отмечает The New York Times в редакционной статье с красноречивым названием "Долгожданная новость". Администрации Обамы не всегда удается сохранить баланс между защитой своих граждан и союзников и верностью своим ценностям, "но она никогда не нарушает его так часто или так пагубно, как команда Буша", считает газета. Тот факт, что Обама предпочел штурм усадьбы авианалету, - признак его мужества как лидера.
Смерть бен Ладена - предостережение для талибов, и теперь администрации Обамы следует всерьез задуматься о политическом соглашении с "Талибаном", рекомендует издание. "Обаме также следует воспользоваться моментом, чтобы четко заявить: Америка поддерживает всех жителей мусульманских стран, которые жаждут мирных демократических перемен. Их победа станет подлинным разгромом бен Ладена", - говорится в статье.
"Возможные последствия устранения бен Ладена" - так называется статья редакционного совета The Washington Post. Есть много оснований радоваться: "Аль-Каида" потеряла своего основателя и живой символ, возмездие за 11 сентября свершилось, миру продемонстрировано мастерство американской разведки и военных. "Операция стала редким моментом общих торжеств и облегчения в разобщенной Америке", - пишет издание.
Но в практическом смысле уничтожение бен Ладена, возможно, даже углубит проблемы США в Южной Азии, предостерегает газета. Во-первых, если бен Ладен прямо не участвовал в планировании и осуществлении терактов, то для "Аль-Каиды" он почти так же ценен мертвый, как живой: сравните с судьбами Льва Троцкого и Че Гевары. "Аль-Каида" остается сильной организацией и в ближайшее время, вероятно, попытается отомстить за лидера. Во-вторых, администрация США или Конгресс совершат ошибку, предположив, что со смертью бен Ладена можно быстро вывести войска из Афганистана. Есть угроза, что власть там и/или в Пакистане захватят талибы. В-третьих, пишет издание, нельзя исключить или завуалировать вероятность того, что власти Пакистана знали об убежище бен Ладена.
"Усама бен Ладен: призракам пора упокоиться" - гласит заголовок редакционной статьи The Guardian. Американцы законно испытывают облегчение и считают, что правосудие свершилось, отмечает газета. "Но проходит незамеченным тот факт, что на войне Усамы бен Ладена с США лишилось жизни бесчисленное число мусульман - больше, чем американцев, британцев, австралийцев или испанцев. Тысячи иракских шиитов, пакистанцев, йеменцев и иорданцев тоже ушли из жизни из-за идеологии, которая изображает всех мусульман, не идущих по верному пути, предателями или, что еще страшнее, отступниками", - поясняет издание. В результате братоубийственной бойни "Аль-Каида" утратила свою привлекательность. "Арабская весна" - яркий знак того, что "Аль-Каида" лишилась монополии на восстания: люди борются за демократию, а не за создание халифата.
Как бы то ни было, "десятилетие после 11 сентября" издание считает чередой просчетов и катастроф Запада. "Война с террором однажды станет наглядным уроком неверной реакции на идеологию, конечная цель которой - категорично отделить мусульман от западного мира", - пишет издание. По мнению газеты, войну с террором, в результате которой погибли тысячи безвинных людей, пора отправить на свалку истории.
Пора извлечь уроки из неудач американской политики, считает издание. Так, США потратили миллионы долларов на стабилизацию в Йемене, игнорируя другие острые проблемы страны. "Это деньги на ветер", - считает газета.
"Лакмусовой бумажкой" нового курса США станет Пакистан. По мнению издания, даже если пакистанские спецслужбы вели двойную игру в ситуации с убежищем бен Ладена, сам Пакистан, как и США, заинтересован в завершении войны с боевиками. Если Америка заинтересована в переговорах с талибами, без пакистанских спецслужб не обойтись.
В конечном итоге, дело за Обамой: "чтобы покончить с наследием конфликта, Обама должен следовать своему первоначальному и самому искреннему чутью", - рекомендует газета.
"Объявите о победе и прекратите "глобальную войну с террором", - рекомендует в заголовке обозреватель The Financial Times Гидеон Рехмен. "Это не означает, что отныне США и Европа могут не бояться терроризма", - поясняет автор. Но стремление сделать терроризм главной мишенью для внешней политики США было ошибкой.
Верно, что "Аль-Каида" по-прежнему лелеет опасные замыслы. Но, по мнению Рехмена, в "войну с террором" вложены непомерные ресурсы, которые часто транжирятся понапрасну. Налицо также опасное слияние разведслужб и армии США. Зато обычная дипломатия и гуманитарная помощь другим странам сидят на голодном пайке. "Неудивительно, что за последние 10 лет внешняя политика США так милитаризировалась, но результаты катастрофические", - пишет автор. На деле укрепление Китая и Индии и относительный упадок США повлияют на ситуацию намного больше, чем угроза терроризма, отмечает Рехмен.