Интервью с экономистом Алексеем Мельниковым
Во всех трех созывах Государственной думы Алексей Мельников играл ключевую роль в процессе либерализации экономики. На протяжении четырех месяцев депутат и экономист защищает ЮКОС от нападок прокуратуры с той же настойчивостью, с какой раньше отстаивал правила нефтяной игры в России. Он отрицает, что делает это, потому что нефтяная компания финансирует партию, к которой он принадлежит, - "Яблоко" Григория Явлинского. "Сегодня Ходорковский - политический заключенный, его преследует авторитарная власть за то, что его поддерживали политики и оппозиция".
- Вы один из тех, кто предупреждает о возможном наступлении диктатуры?
- Есть признаки, вызывающие тревогу: кампания против ЮКОСа проводится ФСБ, людьми из бывшего КГБ, несмотря на то что в законодательстве четко оговорены преступления, которые находятся в их компетенции, а уклонение от уплаты налогов к числу таковых не относится. Они не гнушаются никакими средствами, так, Алексея Пичугина накачали психотропными средствами, чтобы он дал показания. И все это против одной компании, в то время как другие, деятельность которых с более полным основанием можно было бы расследовать, остаются неприкосновенными, поскольку финансируют партию Кремля "Единая Россия".
- Таким образом, инвесторы правы, когда решают бежать из России?
- Абсолютно нет, и западные инвесторы никогда так не сделают. Обвал биржи - кратковременная реакция, а наш рынок - огромен и привлекателен. Естественно, увеличится составляющая риска, потребуются большие доходы за короткое время, чтобы покрыть возможные риски. Но мне лучше известны условия работы крупнейших нефтяных компаний, и я могу утверждать, что западные инвесторы всегда отдавали себе отчет: российское государство не является удобным партнером в делах. Например, последняя попытка лишить Shell лицензии на эксплуатацию месторождений.
- Значит, не бежать, а подстраховаться?
- Чем более масштабным будет присутствие западных инвестиций в российской экономике, тем лучше будет ситуация, потому что они привносят в бизнес свою культуру, когда больше прозрачности и меньше коррупции. Западные инвесторы имеют фундаментальное значение для России, не только в экономическом смысле.
- Некоторые полагают, что Кремль хочет заменить своих строптивых магнатов на более покорных иностранцев.
- И кто же будет финансировать "Единую Россию"? Более того, я не исключаю, что одним из мотивов охоты на Ходорковского стало его намерение продать пакет акций своей компании американцам, которые окажутся вне зоны контроля власти. Повторяю: западные инвесторы обладают большей автономией от власти и, как следствие, большими гарантиями безопасности.
- А что же русские? Предполагалось, что в 2008 году олигархи попытаются выдвинуть кандидатуру своего представителя на президентских выборах, эти планы поддерживал и Ходорковский, не так ли?
- Шаг за шагом власть на примере известных олигархов демонстрирует границы легального бизнеса. На примере Гусинского они дали понять, что нельзя владеть телевидением, которое считается стратегическим инструментом, Березовского - что нельзя влезать в политику, пример с Ходорковским предупреждает, что нельзя поддерживать оппозицию. Какие границы будут очерчены в следующий раз?
- Иными словами, дело ЮКОСа следует воспринимать лишь в политическом ключе и не стоит опасаться пересмотра итогов приватизации?
- Что касается ЮКОСа, то я не исключаю, что у компании хотят отозвать лицензию на месторождения. При этом могут быть аннулированы результаты приватизации на том основании, что были, мол, нарушения, или может быть оказано давление на акционеров, чтобы они уступили часть пакета акций. В любом случае, самая крупная, успешная и прозрачная российская компания окажется в руках коррумпированных бюрократов.