"Правительство России, как ожидается, на этой неделе должно приступить к продаже 19,5% акций госкорпорации "Роснефть", крупнейшего в мире котирующегося на бирже нефтепроизводителя", - сообщает Financial Times. Этот шаг последует за недавним приобретением "Роснефтью" другой государственной нефтяной корпорации, "Башнефть", отмечает издание.
Обе сделки провозглашаются крупнейшими актами приватизации в России за десятилетие. Обе они могут, в конечном итоге, оказаться "инсайдерскими", полагает автор статьи Нил Бакли.
Россия приступила к своей последней программе приватизации в начале этого года, чтобы пополнить истощенный госбюджет, говорится в статье. Москва также намеревалась продемонстрировать, что страна по-прежнему открыта для бизнеса и что ее активы остаются привлекательными, несмотря на экономический спад и западные санкции, пишет издание.
"Башнефть" должна была стать заманчивым приобретением, поскольку она была наиболее быстро растущей нефтяной компанией страны в последние годы. Но ни один зарубежный покупатель не внес предложения о ее покупке, говорится в статье. "Самую высокую цену предложила "Роснефть", которая не должна была быть допущена к торгам, поскольку она контролируется государством", - отмечает издание.
В итоге активного лоббирования главы "Роснефти" Игоря Сечина его компания, в итоге, приобрела "Башнефть", пишет Бакли.
Владимир Путин также выступил в защиту того, что некоторые аналитики назвали "перекладыванием денег из одного государственного кармана в другой". По словам президента, приобретение "Башнефти" должно было повысить рыночную стоимость акций "Роснефти".
Впрочем, примерно в это же время просочились слухи о том, что "Роснефть" намеревается выкупить свои акции у "Роснефтегаза", энергетического холдинга, председателем которого также является Сечин, проведя своего рода "самоприватизацию".
"Подобные меры могут быть в краткосрочной перспективе лучшим способом максимизации правительством доходов от двух актов приватизации, и они могут помочь избежать превышения планируемого дефицита бюджета в этом году. Но эти шаги далеко не оптимальны для долгосрочного развития российской нефтяной отрасли и экономики", - считает автор.
По словам аналитика Renaissance Capital Ильдара Давлетшина, в объединении "Башнефти" и "Роснефти" могут быть свои преимущества "с учетом возможностей для взаимодействия в области логистики и административных расходов". Но, добавляет он, "мы обычно считаем, что частный покупатель представлял бы большую ценность в долгосрочной перспективе".