3 октября 2003 г.

Фредерик Коллер, Анри Эрбез | Le Temps

Скоро китайские "тайконавты" полетят в космос

Как выглядит китайский космонавт - юаньюань? "Если вы встретите обаятельного мужчину лет тридцати, не очень высокого роста, но спортивного сложения и с хорошим голосом, есть вероятность, что вы встретили космонавта", - пишет журнал "Китай сегодня". Но для этого еще нужно попасть в городок космонавтов, находящийся где-то в Пекине, где проходят тренировку 14 потенциальных кандидатов в национальные герои. В октябре, может быть, уже в ближайшие выходные, Китай должен послать человека в космос. В результате он станет третьей страной после СССР и США, которая совершит этот подвиг с помощью ракеты-носителя отечественного производства.

В случае успеха этот полет ознаменует собой важный этап на пути самоутверждения Китая в качестве новой мировой державы. Но есть и риск. В случае неудачи пострадает престиж режима. Поэтому подготовка полета остается государственной тайной. Известно лишь, что "тайконавт" (западный неологизм, производное от китайского слова "тайкон" - "пространство, космос") проходит тренировки в "загадочном" месте под названием "Красный павильон", которое тщательно охраняется полицией. Единственная "утечка" информации заключается в том, что в рационе космонавта будут зеленый чай, замороженные фрукты, мясные консервы, рыба, морепродукты и рис.

В последние недели, как пишет гонконгская пресса, ракета "Великий поход-2Ф" и капсула "Шеньчжоу" ("Божественный корабль") были доставлены специальными поездами на китайский аналог мыса Канаверал - космодром Цзюцюань в отдаленной провинции Ганьсу. В понедельник газета Hongkong Wenweipo объявила, что на космодром прибыли 14 космонавтов.

По некоторым сведениям, запуск "Шеньчжоу-5" будет произведен 10 октября, после национального праздника. Другие утверждают, что запуск состоится 4 октября или сразу же после пленума КПК, который будет проходить с 11 по 14 октября. Китайский министр науки и технологии Сюй Гуаньхуа довольствовался подтверждением того, что подготовка к полету проходит "без сбоев". Кабина корабля рассчитана на трех пассажиров, но полетит только один, может быть, двое. Полет может продлиться всего сутки, но не исключено, что он будет продолжаться целую неделю. Известна лишь цель миссии: послать человека в космос и доставить его обратно живым.

Китайская космическая программа имеет те же цели, что и американская и российская: это вопрос национального престижа, доказательство военной мощи, наконец, решение научных задач. Первые две цели объясняют, почему Китай - в отличие от других больших стран, например Индии, - решил идти в области управляемых полетов своим путем, а не привязываться к космическим программам США, Европы или России.

Все началось в 1970 году. В разгар "культурной революции" на околоземную орбиту был выведен спутник, транслировавший во славу Мао гимн "Алеет восток". Китай стал пятой - после ССР, США, Франции и Японии - страной, способной запускать космические спутники. Впрочем, в начале 80-х годов Пекин отказался от идеи запуска человека в космическое пространство - у режима были тогда более неотложные задачи. Идея о китайском космонавте вновь возникла после введения в 1989 году международных санкций против Пекина. Китаю вновь пришлось рассчитывать на собственные силы.

В 1992 году Цзян Цземинь дает добро на "Проект-921", цель которого состоит в том, чтобы отправить человека в космос и ликвидировать технологический отрыв от США. На протяжении десяти лет десятки тысяч инженеров, ученых и рабочих и более 3 тысяч предприятий трудились на государственную промышленную корпорацию "Великая Китайская стена", которая курирует эту программу. Затраты на эти работы составили около 3 млрд долларов. Для Китая это много, но это не большая сумма по сравнению с годовым бюджетом NASA, колеблющимся около цифры в 15 млрд долларов.

За период с конца 1999 по январь этого года Китай произвел четыре успешных беспилотных запуска "божественных кораблей". Каждый раз о них сообщалось лишь после приземления капсул в холодных степях Внутренней Монголии. Космический корабль "Шеньчжоу" внешне напоминает российский "Союз", но оснащен самыми новейшими технологиями и гораздо крупнее по размерам. Кроме того, он имеет двигатели, работающие на солнечной энергии, и способен, выйдя в космическое пространство, осуществлять полет в автономном режиме с собственной системой контроля. Таким образом, корабль может стать одним из элементов будущей космической станции. Впрочем, его солнечные батареи вырабатывают столько же энергии, сколько вырабатывала вся бывшая космическая станция "Мир", считает американский специалист Дин Чен.

Китайская сторона утверждает, что "божественный корабль" целиком является плодом местного производства. Признается лишь, что Россия оказывала Китаю помощь в тренировке космонавтов.

Катастрофа космического челнока Columbia произвела на китайцев большое впечатление. Чтобы показать, что Пекин очень серьезно относится к риску, сопряженному с запуском, агентство "Новый Китай" несколько недель назад опубликовало подробный список принятых мер безопасности.

Несколько месяцев назад китайский еженедельник "Синьвэнь чжоукань" осмелился задаться вопросом: зачем Китай тратит столько денег на отправку человека в космос, в то время как многие социальные проблемы до сих пор не решены? Журнал напомнил о существовании версии, согласно которой причиной крушения СССР была гонка в космосе, спровоцированная американским проектом "звездных войн". Реанимация этого проекта Джорджем Бушем направлена против Пекина. Повторит ли Китай судьбу СССР?

Китайские ученые и стратеги отвечают, что за десять лет после запуска программы Apollo американская экономика усилилась в два раза. И если США являются лидерами в области информатики, то заслуга в этом принадлежит плану "звездных войн". Анонимный эксперт, на которого ссылается еженедельник, считает, что после первого управляемого полета понадобится еще 15 лет, прежде чем космическая программа вступит в активную стадию. Китай рассчитывает построить космическую станцию. Он также мечтает к 2040 году послать роботов и человека на Луну, а потом и на Марс. Упомянутый анонимный эксперт отмечает, однако, что Пекин должен быть крайне осторожен, так как "провала мы не перенесем".

По мнению китайских стратегов, у Пекина просто не остается иного выбора, кроме как продолжать идти вперед, чтобы противодействовать угрозе со стороны Вашингтона. "Космическая мощь будет играть решающую роль в будущих войнах, - пишет упомянутый эксперт. - Мы не пытаемся никому угрожать, но мы должны сохранять свой потенциал сдерживания. Если мы этого не будем делать, то подвергнемся технологическому, экономическому, военному, а в конечном счете и политическому диктату со стороны других стран".

С военной точки зрения самой неотложной задачей является создание спутниковой системы позиционирования (ССП) - ответа на американскую систему, контролируемую в настоящее время Пентагоном. Западные эксперты считают, что Китай намерен своими силами разместить в космосе, начиная с 2005 года, около 30 спутников. Официально говорится о гражданских спутниках, имеющих метеорологическое и научное назначение. Однако тайваньские военные не сомневаются, что речь идет также об инструментах ведения разведки, имеющих огромную стратегическую важность.

Ма Диншен, военный эксперт из Гонконга, отмечает, что развитие космических технологий приобрело первостепенное значение для китайской армии после применения американцами новых видов вооружения во время первой войны в Заливе. Недавняя война в Ираке лишь подтвердила потребность Китая в средствах, необходимых для отражения высокоточных американских ударов.

В этой области, однако, Китай только что сделал шаг в сторону международного сотрудничества. 18 сентября он подписал договор с Европейским союзом и Европейским космическим агентством (ЕКА) о присоединении к программе Galileo. Пекин будет участвовать в создании и финансировании этой системы позиционирования, которая предусматривает запуск 30 спутников и вступает в действие в 2008 году.

Что касается этого первого пилотируемого полета, то он имеет лишь одно прямое назначение: повысить престиж коммунистической партии и сослужить службу националистической идеологии режима. Пекинские технократы сделали технологическую модернизацию страны одной из своих приоритетных задач. Диктатура хай-тека должна пробуждать мечту, если хочет оставаться на плаву.

Источник: Le Temps