Приговоренные в феврале Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) к уплате денежных компенсаций жителям Чечни, российские власти подчинились этому решению. "15 сентября Россия впервые выплатила компенсацию за материальный и моральный ущерб" чеченцам, потерявшим своих родственников в ходе российских военных операций, отметил на пресс-конференции в Москве представитель российской неправительственной организации "Мемориал" Кирилл Коротеев. "Требуемые суммы были выплачены из фондов кремлевской администрации", - сказал он, добавив, что за этими делами "последуют десятки, а то и сотни других".
В феврале Страсбургский суд впервые осудил Россию за нарушение прав человека, совершенное в отношении шести чеченцев в ходе военных операций в период с октября 1999 года по февраль 2000 года. Суд счел, что эти операции не были "подготовлены и проведены с принятием необходимых мер по защите жизни мирных граждан".
Двое из шести заявителей, Магомед Хашиев и Роза Акаева, которые в январе 2000 года в Грозном обнаружили тела пятерых своих родственников, изрешеченные пулями, обвинили солдат российской армии в пытках и внесудебных казнях. Им полагалась компенсация соответственно в 15000 и 20000 евро.
Трое других заявителей, Медка Исаева, Зина Юсупова и Либкан Базаева, пожаловались на неизбирательную бомбардировку российскими военными самолетами колонны беженцев, покидавших Грозный 29 октября 1999 года. Двое детей и невестка Исаевой погибли. Эти заявительницы должны были получить суммы от 5000 до 25000 евро за понесенный моральный ущерб.
Шестая истица, Зара Исаева, сын и три племянницы которой были убиты во время бомбардировки села Катыр-Юрт 4 февраля 2000 года, должна была получить компенсации в 18700 евро за материальный ущерб и 25000 евро за моральный ущерб.
Истцы требуют, чтобы Москва выполнила и другие обязательства, вытекающие из решения суда, в частности, возобновила расследование и осудила виновников этих преступлений. В числе этих мер - "перевод решений суда и их резюме на русский язык и их обнародование, распространение в правоохранительных органах, в частях вооруженных сил и внутренних войск, в судах... Необходим и пересмотр как антитеррористического законодательства, так и уставов, наставлений и прочих актов, регулирующих применение оружия", - отметил К. Коротеев. "У Страсбургского суда нет армейских дивизий, поэтому он может оказывать только политический нажим" на Москву, чтобы заставить ее выполнить свое решение, добавил он.
В феврале Страсбургский суд сообщил о поступлении к нему 150 аналогичных исков.
В октябре 1999 году, после первой войны (1994-1996 годов) российские войска вновь вошли на территорию Чечни. Они насчитывают 80000 человек. Несмотря на утверждения Кремля о нормализации обстановки в регионе, войска продолжают сталкиваться там с вооруженным сопротивлением и почти ежедневно несут потери; продолжаются и похищения гражданских лиц.