Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 октября 2006 г.

Сесиль Шамбро | Le Monde

Кто же унаследует испанскую корону?

В мае 2007 года у Леонор появится братик или сестренка. Ее родители счастливы, но юристы и политики озадачены. Ведь Леонор - дочь (пока единственная) Фелипе де Бурбона, сына Хуана Карлоса и наследника престола Испании, и его супруги Летисии Ортис, журналистки по профессии.

При нынешнем положении дел 11-месячная Леонор является второй в порядке наследования трона своего отца, который она должна будет занять в отдаленном будущем. Но, если родится мальчик, она окажется "низложенной" в соответствии с 57-й статьей Конституции, которая устанавливает приоритет наследования по мужской линии, в данном случае - приоритет потомка Фелипе перед его старшей сестрой. Разумно ли это в стране с паритетным правительством?

Именно потому, что сам он так не думает, глава правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро предложил изменить это положение и ликвидировать последнее проявление юридической дискриминации женщин в Испании. Проблема в том, что, заботясь о стабильности монархии, восстановленной в качестве маленького "общего знаменателя" присутствующих в стране политических сил в ходе перехода к демократии после смерти Франсиско Франко (1975), составители испанского основного закона предусмотрели для изменения этой статьи исключительно громоздкую процедуру.

Сначала требуется получить большинство в две трети голосов в конгрессе депутатов и сенате, затем провести всеобщие выборы, снова получить квалифицированное большинство голосов в обеих палатах и, наконец, вынести предлагаемую поправку на референдум. Лишь тогда равенство полов будет утверждено на самой вершине испанского государства.

В силу громоздкости процедуры поправка, разумеется, будет принята не завтра. Парадокс состоит в том, что за нее выступают все политические силы страны, равно как и общественное мнение. Но социалистическое правительство держит в папке целый "пакет" конституционных поправок, и некоторые из них вызывают гораздо больше споров - например, относительно состава сената.

Из-за напряженности политической атмосферы в Испании маловероятно, что правые и левые придут к согласию. Некоторые юристы утверждают, что поправка должна быть принята как минимум до вероятного появления на свет мальчика, чтобы она распространялась на него. Как водится, находятся и другие правоведы, которые говорят обратное и утверждают, что достаточно будет принять поправку до того, как соответствующий вопрос встанет (то есть до коронации Фелипе или, по другой интерпретации, до объявления трона вакантным).

Но разве нельзя ограничиться изменением порядка наследования, не трогая прочих положений, до предстоящих в 2008 году всеобщих выборов? Ни большинство, ни оппозиция не рискуют выдвигать такую идею. Ибо как в этом случае можно быть уверенным, что дебаты ограничатся вопросом наследования, а не выльются в обсуждении гораздо более сложного вопроса - например, о целесообразности сохранения монархии?

Это реальный риск для страны, терзаемой постоянными дебатами о национальном единстве, страны, в которой слово "республика" бередит недавние раны (как это показала бурная реакция на появление проекта закона об исторической памяти), и в которой каталонских республиканцев разозлил новый статус Каталонии.

Всем им новая беременность принцессы Летисии не могла не показаться несвоевременной. Даже если ребенок окажется девочкой, их беды на этом не закончатся, так как Фелипе уже объявил, что они с женой надеются родить "как минимум двух, но не больше пяти детей". И в любом случае принц Астурийский уже высказал свое мнение по поводу вопроса о наследовании, как только у него родилась дочь. "Логика времени" и "настроения большинства" должны привести на престол его дочь, сказал он.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru