Королю Хуану-Карлосу пришлось выступить с беспрецедентным заявлением в защиту испанской монархии, после того как корона стала подвергаться нападкам со стороны как левых, так и правых.
"Парламентская монархия, провозглашенная нашей конституцией, обеспечила Испании самый длительный период стабильности и процветания в условиях демократии", - заявил король Хуан-Карлос, выступая в городе Овидео на севере страны.
Это предложение, вошедшее в речь, приуроченную к началу учебного года, показывает, что во дворце Сарсуэла опасаются за будущее монархии. Град критики со всех сторон свидетельствует, что позиции короля ослабли как никогда. С того момента, как в 1975 году после смерти диктатора Франсиско Франко Хуан-Карлос был коронован, они с женой Софией и тремя детьми пользовались всеобщей поддержкой и любовью.
Разочарование проявилось этим летом, когда сатирический журнал El Jueves опубликовал на первой полосе карикатуру, на которой был изображен наследник престола принц Фелипе, который занимается сексом со своей женой - принцессой Летицией. Испанская пресса редко изображает членов королевской фамилии в подобном виде.
Каталонские националисты сожгли фотографии короля и королевы. А на прошлой неделе Левореспубликанская партия Каталонии, которая выступает за независимость и входит в правящую в регионе коалицию, призвала лишить короля звания верховного главнокомандующего испанской армии.
Однако монарх подвергся нападкам не только со стороны националистов, которые никогда не питали особых симпатий к короне. В дело вмешались и правые радикалы. Федерико Хименес Лосантос, откровенный радиокомментатор, любимый испанскими консерваторами, призвал короля отречься в пользу сына Фелипе. Лосантос выступил на радио Cope, которое создали испанские епископы.
Первоначально казалось, что эти оскорбления будут встречены с королевским хладнокровием, но в последние дни окружение выступило в защиту короля - его позиции стали казаться еще более шаткими.
"Королевская семья едина, она пребывает в добром здравии, и такого же мнения придерживается большинство населения", - заявила заместитель премьер-министра Мария Тереза Фернандес де ла Вега.
В выходные архиепископ Антонио Канисарес отверг причастность Церкви к заявлениям, прозвучавшим на ее собственном радио. Он призвал испанцев молиться за своего короля, "который подвергается столь дурному обращению и такому множеству оскорблений".
Заявление короля в Овидео показывает, что к конституционной монархии в Испании стали относиться хуже, чем когда-либо с момента установления демократии после Франко.
Удивляет не столько нынешнее скептическое отношение, сколько то, что восстановленная династия Бурбонов так долго пользовалась популярностью. В действительности, Испанию нельзя назвать страной монархистов. За несколько десятилетий до коронации Хуана-Карлоса испанцы успели свергнуть трех монархов и установить две республики, которые удалось подавить лишь силой оружия. Молодого монарха нация, озлобленная правлением Франко, окрестила Хуаном-Карлосом Коротким.
Однако ко всеобщему удивлению и восхищению Хаун-Карлос способствовал уничтожению авторитарного режима в стране, а в 1981 году предотвратил попытку военного переворота.