Президент Грузии Михаил Саакашвили признал свое поражение после того, как его правящая партия проиграла на парламентских выборах, - отчасти из-за видеокадров о пытах в тюрьме, которую некогда посетил корреспондент Time Саймон Шустер.
Шустер пишет, что побывал в тюрьме номер 8 в Глдани, в предместьях Тбилиси, в 2010 году по предложению Саакашвили, гордившегося своими успехами в борьбе с организованной преступностью.
Глава тюремной администрации Тамаз Меладзе устроил журналисту экскурсию по заведению, показав ему кухню, где за стеклянной стеной холодильника в аккуратно помеченных емкостях хранились образцы всех тюремных блюд. Склад был заполнен сигаретами Davidoff, свежими газетами и конфетами. Корреспонденту показали душевую комнату с индивидуальными бетонными кабинками для каждого заключенного, и одиночные камеры за толстыми металлическими дверьми, с туалетом, умывальником и металлической койкой, прикованной к полу.
"Так как обычные камеры были заняты группами заключенных, он отказался показывать их мне, - повествует Шустер. - Именно здесь и снимались видеокадры пыток, без даты. На них показано, как группы охранников избивают и унижают изможденных заключенных в камерах. В самом отвратительном из видеороликов охранники насилуют заключенного с помощью старомодной метлы, называемой по-русски venik. За две недели до выборов эти кадры вызвали уличные протесты по всей стране, отправив в свободное падение рейтинг Саакашвили. Просматривая их через два года после моего посещения тюрьмы, мне было трудно избавиться от чувства вины, что я не заметил признаков издевательств. В ретроспективе они видны. Когда мы проходили мимо заключенных во дворе и в коридорах тюрьмы, они смиренно опускали плечи и склоняли головы перед Меладзе, избегая столкнуться с ним или со мной взглядом ", - пишет автор.
"Они замирали от раболепного страха, когда я пытался заговорить с ними, и давали односложные ответы на мои вопросы. Как с вами обращаются? Нормально. У вас есть жалобы? Нет. "Извините, что они так необщительны", - сказал Меладзе, когда мы снова поднимались в его кабинет".
Во второй части интервью Меладзе расслабился и объяснил, что "страх необходим" в тюремной системе, особенно когда имеешь дело с убийцами и мафиози, продолжает Шустер. "Этих ребят нужно ловить, - воодушевленно сказал он. - И даже после того, как их арестуют, их надо сражу же сажать в одиночные камеры, чтобы они не могли давать приказы наружу. Это главное".
Саакашвили, похоже, думает так же. "Численность заключенных утроилась, - сказал он в 2010 году. - Но и уровень преступности сократился втрое".
"Эта тенденция продолжилась через два года после моего интервью с ним. Сейчас в Грузии около 25 тыс. заключенных - больше на душу населения, чем в любой другой стране Европы, и в четыре раза больше, чем в 2004 году, когда Саакашвили впервые стал президентом. Но это больше не будет источником гордости для президента, и уж точно для его народа. Когда грузины пришли на избирательные участки в понедельник, кадры пыток стояли у них перед глазами. И после посещения тюрьмы в Глдани я знаю, как трудно будет их забыть ", - заключает автор.