Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 сентября 2007 г.

Александр Адлер | Le Figaro

Москва слезам не верит

Вероятно, в Москве в этот самый момент разворачиваются решающие события. Однако эти события никак не связаны с переменами в обществе, пусть даже очень глубокими, происходившими в России в последние 20 лет: истинные политические баталии до сих пор проходят в тайне, а о результатах этих конфликтов, чреватых серьезными последствиями, мы узнаем, только когда развязка уже близка.

За последнее время с ошеломляющей быстротой произошли четыре события, совершенно загадочные с точки зрения нормальной ньютоновской физики, объясняющей "среднюю скорость", с которой обычно функционирует российское государство. Несколько месяцев назад в Лондоне был отравлен полонием чекист-диссидент и новообращенный мусульманин Литвиненко. На этой неделе последовала целая череда театральных развязок: арест главаря "тамбовской мафии" Кумарина, объявление о завершении расследования убийства либеральной журналистки Анны Политковской и, наконец, выдача судом ордера на арест некрупного ингушского (родственного чеченцам народа) олигарха Гуцериева после чрезвычайно странной смерти его сына в "автокатастрофе" и арест акций его компании.

Что общего у этих трупов, множащихся перед нашими недоверчивыми взглядами, как в сицилийской новелле Шаши или циничном юмористическом рассказе какого-нибудь нового Булгакова? Все они подрывают авторитет Путина. Ни на миг не поверив, что все они являются порочным деянием олигарха в изгнании Березовского (в чем нас убеждают официальные СМИ), мы вынуждены признать, что убийство Литвиненко было организовано таким образом, чтобы максимально навредить Путину, который на финишной прямой своего срока оказался на грани разрыва дипломатических отношений с Лондоном. Оглядываясь назад, понимаешь, что абсурдная на первый взгляд ликвидация незначительного беглого агента была нацелена на изоляцию и длительную дискредитацию российского президента за рубежом.

Теперь его авторитету наносит ощутимый вред дело Гуцериева. Как только маленькая нефтяная компания "Русснефть" привлекла недоброжелательное внимание крупной корпорации "Роснефть", возглавляемой олигархом-ультранационалистом Игорем Сечиным, Гуцериев, не обладающий отчаянностью Ходорковского, тотчас же начал прямые переговоры с Кремлем. Он предпочел сразу продать свою компанию алюминиевому царю Дерипаске... Что, принимая во внимание нынешнюю расстановку сил в Москве, означало продажу самому Путину. То, каким гангстерским способом этой сделке помешали, вряд ли понравится Путину.

Но он может, по крайней мере, поздравить себя с арестом убийц журналистки Политковской? Мы могли бы так думать, если бы генеральный прокурор Юрий Чайка не пускался в слишком многословные комментарии о препонах, которые чинили следствию в высших эшелонах ФСБ. Тот же Чайка, которого нельзя упрекнуть в бездействии, одновременно добился ареста бандита Кумарина - он же Барсуков - чья тамбовская группировка долгое время хозяйничала в Санкт-Петербурге, пользуясь особым покровительством мэрии и ряда приближенных Путина.

Не свойственное генпрокурору многословие и целенаправленные удары по системе власти Путина позволяют нам сделать предположение о достаточно крупномасштабном заговоре представителей власти, которые не намерены допустить, чтобы нынешний президент разыграл "гаитянский вариант", когда весь механизм принятия решений останется в руках Путина, а новый президент станет его марионеткой. Совершенно очевидно, что если Сергей Иванов станет кандидатом в преемники, то не для того, чтобы выполнять приказы Путина, "Газпрома" или кого бы то ни было. Некоторые приближенные Путина уже сейчас это понимают: разве его казначей, министр информационных технологий и связи Рейман не приступил к ликвидации третьей по величине сети мобильной связи, а окружение Иванова не ведет разговоры о перепродаже "Газпромом" телеканала "НТВ"?

Конечно, Путин еще может исправить положение, но в нынешней ситуации он, несомненно, предпочтет защитный компромисс превентивному государственному перевороту, с которым он слегка запоздал. Точно так же, как Путин пытался воплотить полуавторитарную центристскую систему, удивительным образом балансирующую между стремлениями бывших либералов и чаяниями авторитарных патриотов, так и нынешний заговор против него - результат прагматичного сговора неолиберальных и неофашистских сил, которые полагаются на новое правление и новый расклад сил. Как это часто бывает, исторической необходимости приходится продираться сквозь анекдотически-гнусные реалии. России, чтобы пережить коммунизм, был необходим "большой взрыв", анархичный и созидательный: эпоха Ельцина. Потом ей нужно было время, чтобы собраться с силами: эпоха Путина. Теперь же быстрорастущая экономика и возрожденные амбиции предвещают период более свободного капиталистического развития и менее напряженного национального самоутверждения - эпоху Иванова.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru