Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 сентября 2007 г.

Джим Хоэгленд | The Washington Post

Имея дело с Россией, молитесь о ниспослании ей цинизма

Российские следователи говорят, что два зловещих убийства двух самых ярых оппонентов Кремля, произошедшие в минувшем году, имеют общие черты: они совершены врагами Владимира Путина, чтобы поставить в ложное положение и оклеветать его правительство.

Столь же зловещий тайный умысел кроется за планами США по размещению элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, говорят российские официальные лица западным дипломатам. Ракетные шахты, которые, по словам американцев, необходимы для защиты от ударов иранских ракет, будут, по мнению российской стороны, начинены наступательными ракетами с множественными боеголовками, нацеленными на Москву.

Эти "объяснения" убийств и размещения ракет наводят на леденящие кровь размышления по поводу путинского Кремля: то ли русские цинично излагают откровенно неправдоподобные байки в качестве пропаганды, то ли президент России и его окружение действительно верят в собственные домыслы. Какая из двух версий хуже, непонятно.

Американцам следует надеяться на версию о цинизме. Недружественные правительства, руководствующиеся бредовыми фантазиями, гораздо опаснее тех, которые исходят из сознательной лжи - особенно когда правительство, о котором идет речь, располагает колоссальным ядерным арсеналом, а администрация Буша порой сама увлекается собственными бредовыми мыслями.

На прошлой неделе более четко оформились две тревожные закономерности: Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ, объявил об аресте 10 человек по делу об убийстве журналистки Анны Политковской в октябре прошлого года. Политковская была застрелена в лифте своего дома. Чайка подал убийство Политковской - рьяно критиковавшей политику Кремля в Чечне - как дело рук чеченского криминального авторитета, который нанял в качестве киллеров российских офицеров милиции, чтобы поставить власти в неудобное положение.

Смерть Политковской подчеркнула, что независимая журналистика в России становится все более опасным занятием. В марте этого года Иван Сафронов, корреспондент газеты "Коммерсант", специализировавшийся на оборонной тематике, при загадочных обстоятельствах выпал из окна своей московской квартиры. Комитет по защите журналистов, базирующийся в США, сообщает, что с 2000 года в России от рук наемных убийц пало 13 журналистов.

Вторую закономерность можно проследить в мотивах убийства Политковской по версии Чайки. Доводы прокурора напоминают то, как Кремль объясняет отравление диссидента Александра Литвиненко радиоактивным веществом полоний-210 в ноябре прошлого года в Лондоне. Российские официальные лица заявили, что за этим заговором, также направленным на очернение Путина, стоял олигарх-изгнанник Борис Березовский, - но никаких доказательств своей теории не предоставили.

Спор Вашингтона с Москвой на дипломатическом уровне о системе ПРО в Центральной Европе также в значительной мере вращается вокруг российских подозрений, балансирующих на тонкой грани между цинизмом и паранойей. Мало того, недоверие Кремля, возбужденное этой проблемой, стимулируется отказом администрации Буша рассмотреть неоднократные требования Путина о новых дискуссиях по поводу контроля над ядерными вооружениями и других мер по укреплению взаимного доверия.

В публичных выступлениях российская сторона опровергает утверждения США, что такие скромные объекты, как американские радары и перехватчики в Польше и Чехии, должны стать элементами защиты от иранских ракет большой дальности. В частных разговорах с западными дипломатами и другими лицами некоторые россияне высказываются еще более язвительно.

Россия выдвигает довод, что иранская ракетная угроза материализуется, "может быть", лишь через 15 лет. Поэтому спешное размещение элементов американской ПРО в двух бывших странах-сателлитах СССР - это предлог для того, чтобы "зацепиться за плацдарм" и получить наступательное стратегическое преимущество над Россией.

Стоит спросить: "Может быть, они просто проецируют на нас свою собственную психологию?" Русские думают: "Мы-то знаем, что вы, американцы, спрячете там множественные самонаводящиеся боеголовки, потому что на вашем месте мы поступили бы точно так же. В конце концов, вы, наверное, не менее циничны, чем мы. Ваши предложения беспрецедентной прозрачности и прав на инспекции (переданные Путину министром обороны США Робертом Гейтсом) - это лишь очередная уловка; нас она не обманет".

Выпускники школы КГБ, правящие в Кремле, и впрямь, кажется, склонны считать, что Буш более хитроумно и целеустремленно планирует подорвать их власть, чем подтверждают известные факты. То же самое можно сказать о Березовском и чеченских криминальных авторитетах - если, конечно, вы не прокурор, пытающийся закрыть политически взрывоопасные дела.

Другие факторы указывают, что российско-американские отношения сегодня гораздо более подвержены влиянию психологии, чем дипломатии, тогда как Путин и Буш все более утрачивают статус активных политиков.

Полномочия российского лидера истекают будущей весной. Вряд ли он будет иметь с Бушем столь же значимую встречу, как их июльские беседы в Кеннебанкпорте - которые, собственно, не дали конкретных результатов. Задним числом Кеннебанкпорт выглядит скорее как прощание, которое, по-видимому, усилило обеспокоенность России намерениями и возможностями Буша - именно потому, что ничего не произошло.

"Мы сотрудничаем в том, в чем можем, и соперничаем в том, в чем вынуждены это делать", - говорят российские и американские официальные лица, описывая неровные взаимоотношения, выкованные обоими лидерами. Возможно, лишь циник мог бы ожидать более позитивных результатов.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru