Дети толпятся возле стеклянной витрины, чтобы взглянуть на окровавленную одежду мученика. Вот его пояс, вот обувь, в которой он был в момент гибели, - на ней следы от шрапнели. На побитом столе, за которым он планировал военные операции, до сих пор стоит его коробка с карандашами, рядом лежат почтовый ящик и сотовый телефон.
"Пусть Бог убьет того, кто убил его", - произносит какая-то пожилая женщина, глядя сквозь стекло и утирая слезы.
Погибший, которому выказывают такое почтение, - Имад Мугния, командир "Хизбаллы", при жизни державшийся в тени. До февраля, когда он погиб в результате взрыва автомобиля в Сирии, в Ливане его практически не знали, а его роль в вооруженной шиитской группировке была покрыта завесой тайны. Но затем "Хизбалла" провозгласила его одним из своих величайших военных лидеров и борьбе против Израиля.
Теперь группировка открыла в городе Набатия, на юге Ливана, выставку в память Мугнии, которого на Западе обвиняют в организации разрушительных взрывов, похищений и захватов в 1980-е и 1990-е годы. Портрет этого сурового бородатого мужчины возвышается над переделанной парковкой, где проходит выставка. Здесь же висят транспаранты, называющие Мугнию "лидером двух побед": победами "Хизбалла" считает вывод израильских сил из Южного Ливана в 2000 году и войну с Израилем летом 2006 года.
Экспозиция, открывшаяся 15 августа, стала самой амбициозной мультимедийной выставкой "Хизбаллы", призванной инсценировать жестокий конфликт группировки с Израилем. Она приурочена ко второй годовщине последней войны. Весь день сюда приходят школьники, которые впитывают тщательно культивируемую идею о героическом сопротивлении. Ночью военная техника и танки подсвечиваются прожекторами и лазерами - из-за избытка посетителей выставка работает до часу ночи.
Поначалу выставку можно принять за уличный музей для детей. Зеленый навес над входом - гигантская копия известной кепки Мугнии. Затем посетители проходят по "мосту победы", который частично собран из артиллерийских снарядов. Однако после идут более жуткие экспонаты.
Вот стоит искусственный скелет в разорванной форме и каске. Под ним написано: "Непобедимый израильский солдат". Из земли под странными углами выступают захваченные израильские танки - их люки сожжены и разбиты. Пока посетители толпятся то у одного, то у другого стенда, над головой раздаются звуки бомбежки и пулеметного огня, перемежающиеся печальными оперными голосами и воинственными речами.
Здесь же представлена впечатляющая экспозиция противотанковых ракет и артиллерии "Хизбаллы" - все оружие аккуратно подписано. Есть даже витрины с очками, письмами и одеждой двух других лидеров "Хизбаллы", которые были убиты израильтянами.
Но мрачным сердцем музея является закрытая стеклом комната, где показаны вещи Мугнии. Его коврик для молитв, домашние туфли и даже расческа представлены так, словно это реликвии святого.
В один из недавних дней толпа зрителей с трепетом глядела через стекло, некоторые открыто плакали.
"Смотрите, его автомат!" - закричал маленький мальчик, одетый в камуфляж, и потащил родителей взглянуть поближе.
Юный экскурсовод из "Хизбаллы", стоявший неподалеку, пояснил, что этот автомат - модифицированный автомат Калашникова, более мощный и скорострельный по сравнению со стандартной моделью. "Он никуда без него не ходил - это было частью его души", - рассказывает гид. Как и все прочие работники выставки, он отказался назвать свое имя: "Хизбалла" держит в секрете сведения о своих сторонниках.
Сейчас в Ливане напряженный момент. Израильское руководство ранее предупредило, что нанесет удар более разрушительный, чем в 2006 году, если "Хизбалла" возглавит ливанское правительство. В августе в Ливане было создано переходное правительство, в котором оппозиция под руководством "Хизбаллы" получила достаточное число мест, чтобы иметь право вето. Новые выборы запланированы на следующий год.
Недавно представители "Хизбаллы" вновь пообещали отомстить Израилю, который они обвиняют в гибели Мугнии. Действительно, на этой неделе израильские газеты писали, что сотрудники спецслужб предотвратили как минимум пять попыток похитить израильских граждан за границей.
Израиль отрицает всякую причастность к убийству Мугнии, которое произошло в Дамаске, в столице Сирии. Однако израильские и западные агенты 25 лет преследовали Мугнию, которого обвиняли в организации серии печально известных терактов, похищений и захватов - в том числе взрыва, устроенного смертником в казармах американской морской пехоты в Бейруте в 1983 году. Тогда погиб 241 человек.
Как полагали, Мугния проводил большую часть времени в Иране и Сирии, хотя его конкретное местонахождение было неизвестно.
Если нынешняя выставка свидетельствует, что Мугния официально получил статус героя "Хизбаллы", это доказывает также, что группа прибегает ко все более изощренным способам завоевать сердца и умы нового поколения.
"Хизбалла" и раньше организовывала подобные выставки. Наибольшую известность получила модель военного бункера под названием "Паутина", которая открылась на юге Бейрута год назад в годовщину войны 2006 года.
Однако нынешняя презентация более масштабна. По проекту архитектора Ахмеда Тирани выставку создали всего за три недели 290 человек, работы шли круглосуточно. Помимо множества предметов вооружения и личных вещей мучеников она включает большую модель комнаты, где воссозданы "наши представления о мучениках на небесах", поясняет один из экскурсоводов.
В затемненной комнате посетители видят фигуру, которая изображает лежащего на спине мертвого боевика "Хизбаллы". Звук взрывающейся бомбы уступает место патриотическим гимнам, а на экране показывают яркий закат и гроб, который несут по темному лесу. Затем тьму освещают лазеры. После идет видео, где показаны кадры войны 2006 года (на некоторых из них - Мугния) и сцены того, как солдаты "Хизбаллы" тренируются на зеленых холмах Южного Ливана.
Несколько дней назад на выставку приезжали автобусы с детьми. Была среди них и группа бойскаутов.
"Я пришел сюда, чтобы научить своих детей бороться, - объясняет один из посетителей, назвавший только свое имя - Ахмед. Вместе с ним жена и двое детей. - Я хочу, чтобы они видели, что с нами делает враг, и что мы можем сделать, чтобы бороться с ним, потому что этот враг безжалостен".