Объявив войну легиону коррумпированных и неэффективных российских чиновников, президент Владимир Путин обнародовал амбициозную - пока только на словах - программу действий по возобновлению долгожданных либеральных реформ.
Оперируя такими словами, как "открытость" и "эффективность", призванными сломить бюрократическое сопротивление, Путин предупредил, что последняя возможность превратить Россию в нормальную часть мировой цивилизации быстро улетучивается.
Россия должна провести радикальную судебную реформу, упростить налоговую систему, гарантировать права инвесторов, легализовать частную собственность на землю и резко сократить размеры государственного аппарата, подчеркнул он. "Суть многих наших проблем в отсутствии доверия к государству, которое не раз обманывало своих граждан".
"Никто не должен бояться перемен, - заявил Путин на совместном заседании обеих палат парламента. - В прошлом году мы научились работать вместе, но теперь нам нужно научиться работать эффективно".
На прошлой неделе Путин провел первые крупные перестановки в правительстве, поставив на ключевые посты в министерствах обороны и внутренних дел верных Кремлю людей, включая некоторых своих бывших коллег из КГБ.
Во вчерашнем послании Федеральному Собранию он отдал должное вооруженным силам за их роль в чеченской войне, но в то же время несколько раз упомянул о недоработках других министерств, что предвещает дальнейшие перестановки в кабинете.
Однако критики заметили, что пугающая оценка российских проблем почти не претерпела изменений по сравнению с прошлогодним посланием. По их словам, большинство попыток Путина осуществить реформы захлебнулись. Другие говорят об угрозе авторитаризма.
"Он вновь больше говорил о самих проблемах, а не об их решении, - подчеркнул директор независимого Института стратегического анализа Александр Коновалов. - Это было хорошее выступление, но мы слышали много прекрасных речей с тех пор, как Россия предположительно вступила на путь реформ".
В своем часовом выступлении президент вовсе не упомянул об ухудшающейся ситуации с соблюдением прав человека в России - особенно в Чечне - а также об опасениях по поводу стремления Кремля поставить под контроль независимые СМИ.
Тем не менее, именно об этом свидетельствуют события, которые произошли, когда Путин еще не закончил свою речь. Государственная монополия "Газпром", весь прошлый год пытавшаяся взять под контроль НТВ, проигнорировала судебные решения и назначила в совет директоров телеканала новых, верных Кремлю людей.
Американский инвестиционный банкир российского происхождения Борис Йордан был назначен на должность генерального директора НТВ. Йордан, являющийся решительным сторонником иностранных инвестиций в Россию, в то же время причастен к сомнительным приватизационным сделкам эпохи правления Ельцина.
"Мы понимаем, что конечная цель этого собрания заключается в том, чтобы установить над нами полный политический контроль, - заявила группа журналистов НТВ, пытавшаяся воспрепятствовать проведению собрания. - Мы не сомневаемся, что Владимир Путин, как это было и раньше, знает о том, что происходит, и несет ответственность за возможные последствия".
Отбросив в сторону вопросы, связанные с независимыми СМИ, Путин подробно говорил о необходимости "радикальных" реформ судебной системы и законов об инвестициях, призванных укрепить доверие к России со стороны инвесторов, повысить "чрезвычайно низкий" уровень жизни россиян и прекратить отток капиталов (ежегодно из России вывозится 20 млрд. долларов). "Суть многих наших проблем заключается в отсутствии доверия к государству, которое так часто обманывало своих граждан", - отметил он.
Хотя Путин заявил, что за год своего пребывания на посту президента ему удалось укрепить государственную власть, по словам экспертов, результаты его деятельности пока можно назвать неоднозначными. Несмотря на лучшие экономические условия за последние 30 лет, сложившиеся благодаря высоким ценам на нефть, экономические показатели начинают ухудшаться.
В этом году вступил в силу новый Налоговый кодекс, предусматривающий единую 13% ставку подоходного налога. Однако по другим приоритетным направлениям, таким как государственное вмешательство в сферу бизнеса, отсутствие доверия со стороны инвесторов и произвол правоохранительных органов, большого прогресса достигнуто не было. К примеру, принятие закона о судебной реформе, разработанной при поддержке Путина, в январе было сорвано.
"Путин понимает необходимость замены понятия "диктатура закона", сформулированного им в прошлом году, на "законность", - говорит декан Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимир Гельман. - Главный вопрос в том, какое государство будет построено в России?"
"По-настоящему, мало что изменилось, - добавляет Гельман. - Ключевое слово - "либерализация", и не только в экономике. Я надеюсь, что это коснется также прав и свобод".
Путин возложил ответственность за некоторые свои промахи, допущенные в прошлом году, на бюрократов. Бюрократы "продолжают давить на бизнес, сдерживая деловую инициативу и активность, - предупредил он. - Это путь к экономической и социальной стагнации".
"По мнению Путина, главным препятствием на пути реформ является российская бюрократия, - добавляет руководитель Института социально-экономических проблем РАН Иосиф Дискин. - Его слабое место в том, что он выставляет себя хозяином, боссом, а не партнером".
Что касается предложенных Путиным решений, то, по словам директора московского независимого Института проблем глобализации Михаила Делягина, пока это только слова.