Трудно обвинить Владимира Путина в недооценке проблем, о которых он говорил в своем послании Федеральному Собранию. Российский президент решительно указал на необходимость дальнейших мер по упрощению судебной системы, ограничению вмешательства со стороны государства и предоставлению гарантий прав собственности - все это должно способствовать экономическому возрождению страны. Однако он не пояснил, как и когда это будет достигнуто.
Чтобы превратить страну коррумпированной и закостенелой государственной собственности в правовое государство с рыночной экономикой, Путин должен действовать очень взвешенно. Он должен вдохнуть новую жизнь в систему государственной власти, проведя четкое разграничение между Москвой и регионами и одновременно сокращая вмешательство в жизнь простых граждан. Вчера он уделил большое внимание первому, и намного меньше, чем следовало - второму.
Российский президент прав, придавая большое значение необходимости обеспечения прозрачности и предсказуемости судебной системы. В стране действует очень много законов и нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу: поэтому возможность их произвольной интерпретации приводит к повсеместной коррупции. За последние 10 лет бюрократический аппарат значительно вырос. Функции чиновников часто недостаточно четко определены, и они дублируют друг друга.
Неудивительно, что инвесторы - как российские, так и зарубежные - не спешат вкладывать средства в предприятия, занимающиеся производством. Куда более выгодно заниматься распределением государственных активов и эксплуатацией природных ресурсов. По словам Путина, ежегодно из России вывозится 20 млрд. долларов. Он прав, что этот процесс нельзя остановить путем валютного регулирования: только изменение экономических условий, а также обеспечение прав собственников могут позволить достичь этой цели.
Путин признает, что в первый год своего пребывания на посту президента он уделял больше внимания укреплению своей власти, чем реформированию экономики. Была упущена хорошая возможность, когда высокие цены на энергоносители привели к резкому росту положительного сальдо в торговле и уменьшению бюджетного дефицита. Этот год будет более трудным.
Он исключил возможность любых попыток передела бывшей государственной собственности, которые бы поставили под угрозу власть финансовых олигархов и государственных управленцев, завладевших наиболее прибыльными экономическими предприятиями в ходе первого, хаотического этапа приватизации. Вместо этого он намерен обложить налогом их доходы, добытые нечестным путем.
Это признание его слабости, а не силы. Если Путину не удастся ограничить финансовое господство олигархов, а также произвол госчиновников, он не сможет либерализовать предпринимательство - а это срочно необходимо сделать для оживления российской экономики. Стране нужны законы, но для процветания ей необходима и свобода.