Интервью с Урсулой Кассани, профессором уголовного права Женевского университета, специалистом по проблеме отмывания денег. Она делится своим мнением относительно уже начавшейся юридической дискуссии по делу Бородина.
Есть ли у женевского правосудия шансы довести до конца дело по отмыванию денег иностранным чиновником, в то время как государство, которому нанесен ущерб, не предъявляет этому чиновнику никаких обвинений и претензий?
Я не знакома с этим делом. Но в общих словах, я бы сказала, что для пресечения отмывания денег достаточно того, чтобы имелись доказательства преступного происхождения денег. Если такое преступление было совершено за границей, необходимо, чтобы оно было уголовно-наказуемым в этой стране. Напротив, нет никакого несоответствия в том, что совершивший это преступление понесет наказание там. Впрочем, в Конвенции ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества) по борьбе с активной коррупцией и отмыванием денег поддерживается идея международной солидарности и вмешательства правосудия, когда понесшее урон государство погрязло в коррупции, к которой оказались причастными высшие эшелоны власти. Другое дело - знать, каким образом можно доказать факт совершения этого преступления.
В связи с этим, каким требованиям должны отвечать собранные доказательства?
Доказательства должны быть неопровержимыми, сомнение может быть на руку обвиняемому. Что касается отмывания денег, то в данном случае речь идет о необходимости доказать существование финансовых потоков денежных средств, принадлежащих государству и их связь с контрактом, подписанным с государством, которое он представляет. Чтобы узнать, является ли подобное поведение преступным в этой стране, власти которой не принимают по данному вопросу никакого решения, необходимо искать ответ в другом месте, например, следует обратиться в Швейцарский институт права с просьбой о проведении экспертизы. Принять решение о том, что международное сотрудничество является единственным необходимым условием для проведения расследования, значит окончательно связать себя по рукам и ногам.
До 2000 года коррупция иностранных чиновников не рассматривалась швейцарским законодательством как преступление. Некоторые настаивают на том, что полученные ими доходы не могут считаться отмыванием денег.
На самом деле Федеральный суд пока не урегулировал противоречия, связанные с этим вопросом. По моему личному мнению, сокрытие средств, полученных в результате коррупционной деятельности иностранными чиновниками, считалось преступлением еще по старому законодательству. Нельзя также исключать того, что имело место нелояльное управление с целью личного обогащения. С января 1995 года такие незаконные действия трактуются как преступление, а не как правонарушение, несмотря на положение, занимаемое чиновником, совершившим эти действия, обеспечивающее возможность отмывания полученных незаконным путем средств.
Что Вы можете сказать по поводу правонарушения, которое заключается в участии в преступной организации, которое все чаще и чаще совершается в рамках такого рода финансовых дел?
Это правонарушение все еще трудно доказать, а сама концепция еще недостаточно хорошо определена. Под преступной организацией подразумевается структура, состоящая, по крайней мере, из трех человек, с определенной системой подчиненности, стабильная, существующая продолжительное время и, одновременно с этим, занимающаяся тайной деятельностью. Нет сомнения в том, что для создания подобной организации необходимо нечто большее, чем, например, простой сговор банкиров.