Вчера "Аэрофлот" заявил, что решение о том, приглашать ли еще одну авиакомпанию к участию в покупке Alitalia, он примет в течение двух недель. Некоторые эксперты индустрии восприняли это заявление как признак того, что Air France-KLM еще не покинула конкурса на покупку доли итальянского правительства в убыточном главном итальянском авиаперевозчике.
Валерий Окулов, генеральный директор "Аэрофлота", заявил, что российская государственная авиакомпания не исключает возможности привлечения третьей стороны. Это прозвучало день спустя после того, как стало известно, что "Аэрофлот" в последнюю минуту включился в конкурс по покупке Alitalia в консорциуме с UniCredit, крупнейшим по капитализации банком Италии.
Признаком потенциальных политических сложностей, сопряженных с установлением контроля над Alitalia компанией, на 51% принадлежащей российскому государству, стал телефонный звонок итальянского премьер-министра Романо Проди российскому президенту Владимиру Путину с целью обсудить, как сообщили российские чиновники, участие "Аэрофлота" в конкурсе.
Тем временем крупнейший негосударственный акционер "Аэрофлота" Александр Лебедев - его Национальная резервная корпорация владеет 30% акций компании - заявил, что с ним и его директорами не проконсультировались по поводу возможной сделки.
"Честно говоря, я разочарован тем, как все это осуществили, не говоря уже о том, разумно это или нет, - отметил Лебедев в беседе с Financial Times. - Создается впечатление, что это в значительной степени политически мотивировано".
Люди, близкие к "Аэрофлоту", сообщили, что идут дискуссии с теми, кто потенциально может стать третьим партнером по участию в покупке Alitalia, а один источник, знакомый с ситуацией, заявил, что "логичным" выбором была бы Air France-KLM.
"Аэрофлот", Air France-KLM и Alitalia входят в международный альянс SkyTeam, и франко-голландская и итальянская авиакомпании связаны небольшим перекрестным участием в акционером капитале друг друга.
"Аэрофлот", будучи партнером SkyTeam, может открыть свой консорциум для Air France", - заявил Дэвид Яраш, профессор университета Боккони в Милане. Такое развитие событий может смягчить политическую оппозицию в Риме участию "Аэрофлота".
Однако вчера итальянские политики воздержались от негативной оценки заинтересованности "Аэрофлота" в Alitalia, указав лишь, что важно изучить бизнес-план российской авиакомпании по повышению доходности Alitalia.
В последние три месяца Air France-KLM проявляла осторожность с тем, чтобы не распалять слухи о возможном присоединении к приобретению Alitalia. История убыточности Alitalia и сложные трудовые отношения были главными факторами, в прошлом удерживавшими Air France от заявок на покупку авиакомпании.
По словам Яраша, если Air France присоединится к консорциуму "Аэрофлота", то, вероятно, захочет сохранить за собой право сделать более выгодное прямое предложение Alitalia в том случае, если усилия итальянского правительства по продаже авиакомпании не увенчаются успехом.
Если сделка с участием "Аэрофлота" будет заблокирована по политическим причинам, это может привести к укреплению в Москве мнения, что западные страны несправедливо дискриминируют Россию.
Вчера замминистра иностранных дел России Андрей Денисов заявил, что ему хотелось бы, чтобы подобные сделки получили большее распространение и не оставляли политического послевкусия.
Некоторые московские аналитики вчера даже задумались о том, стоит ли российской авиакомпании вообще рисковать своей окупаемостью, беря на себя бремя Alitalia. Немецкая UFG сообщила, что в 1998 году компания оправилась от убытков в 211 млн долларов, в 2000 году стала безубыточной, а в 2005 году получила 184 млн долларов чистого дохода.
Бывшая советская компания-монополист, некогда крупнейшая в мире, распалась после краха СССР на "Аэрофлот", осуществляющий международные рейсы, и 500 независимых региональных авиакомпаний. "Аэрофлот" начал восстанавливать внутренние маршруты в конце 1990-х на фоне консолидации "бэбифлотов" - новосозданных частных компаний.
Бывший человек из КГБ имеет тесные связи с Владимиром Путиным
Почти все государственные предприятия России возглавляются сегодня министрами или высокопоставленными кремлевскими чиновниками, близкими к президенту Владимиру Путину. Однако председатель "Аэрофлота" Виктор Иванов ближе к Путину, чем большинство других.
Иванов - замглавы президентской администрации и бывший офицер КГБ, который знаком с Путиным по Санкт-Петербургу, где президент начинал карьеру в органах, а позднее, в 1990-х, работал в городской администрации. Иванова считают ведущим членом клана "силовиков" в Кремле - бывших сотрудников служб безопасности и вооруженных сил, и человеком, близким к Игорю Сечину, другому заместителю главы администрации и председателю "Роснефти", государственной нефтяной компании.
Помимо "Аэрофлота" Иванов возглавляет "Алмаз-Антей" - фирму, поставляющую оборонные системы в 50 стран мира и являющуюся одним из крупнейших элементов военно-промышленного комплекса России.
Кремлевские чиновники, однако, принижают влияние связанных с Кремлем председателей, отмечая, что они лишь возглавляют наблюдательные советы и не принимают участия в повседневной работе. Люди, знакомые с Путиным, отмечают, что это в его духе - награждать людей, которых он знает и которым доверяет, высокими постами.