Сравнения иногда бывают странными, порой даже неудачными. Так, в недавно опубликованном обзоре внешней политики Российской Федерации российское правительство усмотрело неожиданную параллель между независимостью Косово, предлагаемой ооновским посредником Марти Ахтисаари, и образованием Израиля. "Определенную пищу для размышлений дает опыт международного сообщества, связанный с созданием Израиля, - читаем мы в тексте. - В силу известных причин процесс территориально-политического обустройства Палестины вышел из-под контроля международного сообщества, что является одним из ключевых факторов сохраняющейся неурегулированности арабо-израильского конфликта".
Для начала напомним, что Советский Союз первым из крупных держав признал в 1948 году новое израильское государство, созданное в соответствии с резолюцией ООН, скорее не для того, чтобы народ, ставший жертвой Холокоста, получил землю, а чтобы нанести еще один удар по "британскому империализму" на Ближнем Востоке.
Далее заметим, что эти ситуации совершенно несопоставимы. Создание независимого Косово не угрожает существованию ни одного соседнего государства и не оставляет без страны ни один народ. То, что Сербия не хочет расставаться с землей, которую она считает центром своей истории, вполне понятно. Сравнение косовских сербов с палестинцами - преувеличение, противоречащее здравому смыслу. Размахивание жупелом бесконечного конфликта между сербами и косоварами вряд ли переубедит членов Совета Безопасности, который в ближайшие недели должен принять решение по предложению Ахтисаари.
Тем не менее, для косовской проблемы нет другого решения, кроме независимости. В свою очередь, независимость, будет ли она осуществляться при определенных условиях, в рамках соглашений или под наблюдением, тоже не решит все проблемы. Она может даже привести к новым трудностям, как на Балканах, так и за их пределами. Россия, указывающая на "негативные последствия", была бы более убедительна, если бы сама частично не несла ответственность за возможное возникновение таких последствий.
В ходе "европейского диалога", организованного в конце марта в Берлине итальянским Институтом Аспена, американская сторона высказала беспокойство по поводу ответных мер, которые может предпринять Москва. Например, поддержать независимость Абхазии вопреки воле Грузии. Такая опасность, по их мнению, вынуждает учитывать российскую "восприимчивость", и не только на Балканах. Таким образом, "реалисты" вновь набирают силу в Вашингтоне.
Не они одни обеспокоены. Джулиано Амато и Рихард фон Вайцзекер также предупредили об опасности навязанного решения по Косово. Итальянский министр внутренних дел и бывший президент ФРГ входили в состав международной комиссии по Балканам, созданной в Брюсселе. Хотя их нельзя заподозрить во враждебности по отношению к независимости Косово, они считают, что, в лучшем случае, она возможна только при условии наличия европейской перспективы для Косово и Сербии, и согласованного давления со стороны членов контактной группы (США, Россия, Франция, Великобритания, Германия, Италия) на сербов и косоваров с целью убедить их прийти к согласию.
Такое требование сильно напоминает благие пожелания. Однако без этого независимость Косово рискует пошатнуться в ущерб как сербскому, так и албанскому меньшинствам, а прецедент может преподать урок и без того хрупкой Боснии. План Ахтисаари - еще не конец этой истории. Это скорее еще один эпизод в бесконечном дроблении бывшей Югославии.