Обыски в офисах Hermitage Capital Management - дело рук криминальных элементов в правоохранительных органах, утверждает глава фонда Билл Браудер
Один из крупнейших зарубежных инвесторов в России и ярый противник коррупции вышел из тени, выступив против криминальных элементов в руководстве правоохранительных органов и заявив о беззаконии, царящем в корпоративной России.
Билл Браудер, чей фонд Hermitage Capital Management имеет в управлении 4 млрд долларов (2 млрд фунтов) и активно вкладывает средства в постсоветскую Россию, отвечает, как он заявил, на попытку преступников захватить деньги и активы фонда на сумму в сотни миллионов долларов.
Общественности стало известно об этой борьбе в среду, когда российская деловая газета "Коммерсант" сообщила, что министерство внутренних дел заочно обвинило Браудера в уклонении от налогов и объявило его в розыск. Предпринимателю запретили въезд в Россию после того, как в ноябре 2005 года власти отозвали его визу по соображениям "национальной безопасности".
Вчера министерство внутренних дел опровергло сообщение "Коммерсанта", заявив: "Никакого обвинения следователями Уильяму Браудеру не предъявлено".
Браудер, американец, имеющий британское гражданство, связанный с Тони Блэром и Джорджем Бушем, уверен, что этот слух пустили те самые преступники, с которыми он ведет борьбу.
У компании Hermitage, созданной в 1996 году, не слишком много друзей среди российских корпораций. Будучи активным инвестором, Браудер в прошлом в борьбе за акции имел столкновения с "Газпромом", "Сбербанком" и "Сургутнефтегазом".
Однако опыт корпоративных битв не помог ему противостоять коррупции в госучреждениях, с которой предпринимателю сейчас, по его словам, приходится бороться. "Это один из самых запутанных случаев кражи корпоративных данных", - заявил пресс-секретарь бизнесмена.
Hermitage утверждает, что один из высокопоставленных офицеров российской милиции вместе с другими представителями правоохранительных органов (все они, как подозревают, связаны с русской мафией) пытался похитить у компании не менее 360 млн долларов.
Проблемы Браудера начались 17 февраля 2007 года. После ряда неудачных попыток вновь получить визу (в январе 2007 года он пытался сделать это через Дмитрия Медведева, который позже был избран президентом) с ним, как рассказал сам бизнесмен, связался упомянутый офицер.
Если верить расшифровке разговора, которую опубликовала Hermitage, офицер сказал: "Чем раньше вы отдадите все необходимое, тем раньше прекратятся ваши проблемы". Компания ответила ему отказом.
4 июня офицер и 25 его подчиненных провели обыски в офисах Hermitage в Москве. Они изъяли сервер, семь компьютеров и пять коробок документов. Основаниями для обыска стали обвинения в том, что российская дочерняя компания Hermitage "Камея" недоплатила 44 млн долларов налогов на дивиденды.
В тот же день милиция провела обыск в московском офисе юридического консультанта Hermitage, компании Firestone Duncan, где изъяла серверы, компьютеры и откуда увезла два фургона документов. Один из юристов, пытавшийся противодействовать, был избит так жестоко, что его пришлось отправить в больницу.
Hermitage утверждает, что оснований для обысков не было. Впоследствии компанию проверили российское министерство финансов и налоговая служба - они подтвердили, что налоги уплачены. Службы подтвердили, что никаких нарушений не было.
Таким образом, заявляют в Hermitage, министерство внутренних дел (российский эквивалент лондонской полиции) не имело права предъявлять обвинения.
Сотрудники Браудера считают, что обвинения в адрес "Камеи", которые так и не были сняты, лишь послужили прикрытием для офицеров милиции и их сообщников при захвате частных документов Hermitage. Зачем это понадобилось - сейчас станет ясно.
В октябре компания с удивлением узнала, что она проиграла шесть исков, поданных против трех ее российских инвестиционных холдингов - "Рилэнд", "Парфенион" и "Махаон". За три месяца до этого юристы, представлявшие эти холдинговые компании, были признаны в Санкт-Петербургском арбитражном суде виновными в том, что не уплатили предусмотренные контрактом деньги фирме "Логос Плюс" - самой Hermitage ничего об этом известно не было. Судья постановил, что холдинги компании задолжали 376 млн долларов.
Единственное объяснение, как кто-то мог представлять Hermitage в суде без ведома фонда, - предположение, что некто изменил принадлежность холдинговых компаний. В ходе расследования представители Hermitage обнаружили, что фирму HSBC - представительство Hermitage в России - в роли собственника тайно сменила компания под названием "Плутон".
По мнению сотрудников Hermitage, преступники подменили собственника, использовав корпоративные печати компаний, оригиналы уставов и сертификатов о регистрации - все это изъяли из офисов Firestone Duncan. Когда это всплыло, судебное решение по искам "Логос Плюс" было отменено на основании доказательств, что собственность на них была оформлена незаконно.
HBSC по поручению Hermitage несколько раз обращалась с просьбой возбудить уголовное дело против упомянутого офицера милиции и представителей правоохранительных органов. Один из запросов дал результат - в настоящий момент дело расследует российский Следственный комитет.
По словам Hermitage, представители комитета допросили указанного милиционера, и после этого фонд начал контактировать со СМИ.
Hermitage считает, что мошенничество было призвано обеспечить юридическую базу для захвата денежных средств и активов на сумму до 500 млн долларов. После обысков в офисах банки, обслуживающие Hermitage (HSBC, Citigroup, Credit Suisse и ING), получили распоряжение суда предоставить доступ ко всем счетам фонда.
Если бы на них оказались деньги, уверен пресс-секретарь Браудера, их бы отобрали. К счастью для Hermitage, фонды ранее были переведены за границу.
Вопрос о краже корпоративных данных обсуждают и на самом верху. Президент Медведев недавно заявил: "Какая уж тут инициатива или мотивация, если предприниматель знает, что он может в любую секунду лишиться своего дела в результате бандитских операций? Считаю крайне необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета законов".
Также по теме:
Глава инвестиционного фонда отвергает налоговые претензии России (The Financial Times)
Россия возобновляет давление на Hermitage Fund (The Wall Street Journal)