Многие современные художники объединяют в своем творчестве искусство и политику, пишет на страницах The Washington Post журналист Кристон Кэппс, "но в России группа художников превратила перформансы в оружие, в инструмент для запугивания государства".
"С 2007 года российские активисты, действующие под названием "Война", совершают антигосударственные, антиавторитарные, часто насильственные и определенно противозаконные акции, выдавая их за произведения искусства", - говорится в статье. "Пожалуй, самым скандальным" автор считает метание кошек в работников "Макдональдса".
В качестве арт-коллектива "Война" испытывает на прочность границы искусства перформанса, а ее участники-активисты испытывают терпение российских властей, говорится в статье.
"Война" ведет неослабевающую борьбу против нынешних российских властей", - написал в электронном письме Олег Воротников, основавший арт-группу вместе со своей женой Натальей Сокол. "Российские власти тоже не слишком высоко ставят Воротникова и ему подобных. Воротников, Сокол и Леонид Николаев - три из полудюжины ключевых участников "Войны" - утверждают, что 3 марта были избиты полицейскими в штатском в Санкт-Петербурге", - сообщает автор.
"Война" презирает все почести со стороны государства, которое считает коррумпированным, и вообще доходы из любых источников. "Война" никогда ничего не покупает и не продает. Никогда не зарабатывает денег. Никогда не работает с российскими галереями", - написал в электронном письме член группы Алексей Плуцер-Сарно. Ее члены "живут в сквотах и конфискуют еду в крупных супермаркетах".
"Консьюмеризм - частая тема художественных акций "Войны", но даже в них обычно присутствует аспект национальной безопасности, отсутствующий в иных произведениях западного современного искусства, посвященных этой теме", - пишет автор, добавляя, что у "Войны" появились подражатели. Так, видеоролик 2011 года, где некие лица нападали на женщин-полицейских, расцеловывая их без их согласия, был ложно приписан "Войне".
Разница между "Войной" и ее подражателями в том, что "Войну" поддерживают люди из законного арт-мира, считает автор. "Авторитетный историк искусства Андрей Ковалев и куратор Андрей Ерофеев вместе с сотрудниками организации "Мемориал" в феврале обсудили на круглом столе работы "Войны" и кризисные ситуации, связанные с судами", - говорится в статье.
К своей политической роли члены "Войны" относятся пренебрежительно, считает автор. "Мы не имеем ничего общего с какими бы то ни было российскими политическими группами или платформами", - говорит Воротников.