Община, поддерживавшая до последнего дня режим, требует осуществления нового курса в Дамаске и призывает к переходному процессу, который может положить конец войне, пишет Джанлука Ди Фео в газете La Repubblica.
"Они принадлежат к одной из самых древних и загадочных общин в мире, той, что питает власть семьи Асад. Община сражалась, чтобы защитить режим, и платит высочайшую цену в гражданской войне, затопившей Сирию кровью, - говорится в статье. - Но теперь часть из 3 млн алавитов требует от Дамаска осуществления нового курса, который бы привел к смене руководства и позволил начать путь возвращения к миру через создание нового светского и демократического государства". Алавиты составили документ из 35 пунктов, проанализированный в эксклюзивном расследовании, которое совместно провели La Repubblica, Die Welt и Le Figaro, организовав встречи с различными авторами инициативы: это представители алавитов, которые живут в Сирии и имена которых не разглашаются в целях обеспечения их безопасности, поясняет издание.
"В документе "Декларация реформы идентичности" переплетаются политические и религиозные аспекты. Цель - преодолеть доктринерские противоречия, которые веками противопоставляли алавитов мусульманам-суннитам, большинству сирийского населения, которое с 2011 года с оружием в руках борется с диктатурой", - пишет корреспондент.
На протяжении пяти веков алавиты жили в горах, вплоть до крушения Оттоманской империи. С тех пор представители общины постепенно стали переселяться в другие районы страны, становясь доминирующей силой в вооруженных силах. Они сыграли решающую роль в создании светской партии "Баас", и в 1971 году один из их лидеров, генерал Хафез Асад, установил диктатуру и сделал алавитов "меньшинством у власти". Сейчас часть алавитов, распространив документ, пытается стать стороной в мирных переговорах, которые проходят в Женеве. Авторы текста поясняют, что ради сохранения единства страны они готовы принять президента-суннита во главе светского государства, в котором бы признавались все религии. "Этот документ, если он действительно поддерживается общиной, мог бы означать поворот в переговорах", - считает корреспондент.
Авторы документа заявляют, что за ними - большинство алавитов. "Ситуация в Сирии не позволила подтвердить данный факт, - пишет Ди Фео, - не удалось установить и присоединение к инициаторам нескольких десятков религиозных лидеров, представителей интеллигенции, парламентариев - независимых или членов партии "Баас", а также влиятельных офицеров вооруженных сил, действующих или на пенсии". Люди, с которыми встретились корреспонденты La Repubblica, Die Welt и La Figaro, играют важную роль в общине: речь не идет о проживающих в изгнании или диссидентах - это деятели, которые живут в Сирии. Они подчеркивают, что представляют все районы, в которых проживают алавиты, от Латакии до Тартуса, Хомса, Хамы и Дамаска. Они не предлагают переворот, они выступают за трансформации изнутри: "Мы не против Асада - человека, мы против нынешней системы. Мы не можем спасти государство, если он уйдет в отставку немедленно. Но с ним у власти не будет реформ. Таким образом, нам требуются постепенные изменения, мониторингом которых занималось бы мировое сообщество". Авторы документа полагают, что у режима есть выход. "Наши религиозные лидеры могут провести переговоры по соглашению и гарантировать защиту семье Асад". Алавиты уверены, что это последняя возможность спасти их общину и всю страну от катастрофы. "Идея Декларации заключается в составлении дорожной карты мира. Мы хотим положить конец массовой гибели людей".
В документе говорится, что алавизм - третья модель ислама. Инициаторы подчеркивают: "Наша цель - провести черту между общиной и Асадом, заявить о нашей идентичности и добиться мира с суннитами". Надеются ли авторы документа повлиять на мирные переговоры? "Главной задачей на данный момент является определение альтернативы Башару Асаду. Результаты, достигнутые благодаря российскому вмешательству, создают предпосылки для смены руководства, которая не должна выглядеть как поражение. Москва, по-видимому, настроена на поиск решения, которое бы сохранило [российские] успехи, пусть даже принося в жертву диктатора. Подписавшим документ совершенно ясно: "Для русских важно лишь защитить свои интересы, кто бы ни был во главе Сирии". Судьба власти в руках вооруженных сил, которыми руководят офицеры-алавиты, некоторые из которых также являются религиозными лидерами. Источники в западной разведке отмечают, что до последнего времени контакты с сирийскими генералами по поводу поиска альтернативы Башару были "безуспешными". Но деятели, подписавшие документ, обращаются скорее к Европе и США: "Запад должен понять, что во время смены режима необходимо учитывать интересы всех этнических и религиозных групп. В противном случае возможен геноцид".