В противостоянии с петербургскими чекистами московские олигархи на удивление хорошо "держат удар". Спустя три года после прихода Владимира Путина на президентский пост те, кого рассматривают в качестве их "представителей" ? премьер-министр Михаил Касьянов и глава президентской администрации Александр Волошин ? продолжают занимать ключевые посты в исполнительной власти, хотя пресса не раз устраивала им политические похороны.
После серии громких инцидентов с вооруженными людьми в масках, угрозами, интригами и судебными вердиктами клан "москвичей" даже смог добиться этой весной победы в деле приватизации нефтяной компании "Славнефть", попавшей под контроль миллиардера Романа Абрамовича, которого долго представляли как "кассира" ельцинской семьи. Между тем интерес к этой компании проявлял и петербургский банкир Сергей Пугачев, близкий к Русской Православной Церкви и имеющий доступ к уху Путина?
Впрочем, сопротивление ельцинского клана государственной верхушке не помешало "фундаментальным метаморфозам, произошедшим в российской политической элите с массовым приходом людей в погонах", напоминает социолог Ольга Крыштановская. В своем исследовании она сумела показать масштабы проникновения выходцев из спецслужб, а также высокопоставленных военных в госаппарат, в региональные структуры власти, на биржи, в СМИ и банки. Их удельный вес в администрации и экономических министерствах выросло на глазах, утверждает она. Эта общая тенденция к милитаризации политической власти создает климат, благоприятствующий авторитатаризму, поскольку демократический плюрализм этим людям "непонятен", отмечает социолог.
Как ни парадоксально, это наступление "людей в погонах" нисколько не мешает деловым людям все активнее продвигать своих протеже в эшелоны власти, защищая таким образом свои частные интересы. Тенденция, обозначившаяся при Ельцине, только усилилась, утверждает Ольга Крыштановская.