Кто не знает, что сигарета убивает? Все знают. Особенно с тех пор, как США, по стопам которых пошли Европа и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявили войну курению. Две недели назад швейцарский департамент общественного здравоохранения тоже предложил серию радикальных мер в этой области. Намечается, в частности, постепенно поднять цену на пачку сигарет до 7,5 франков.
Грозить. Клеймить позором. Запретить вагоны для курящих. Изгнать всякую рекламу табачных изделий с швейцарских улиц и площадей. Запретить табачным компаниям спонсировать культурные мероприятия. Поместить на сигаретные пачки отвратительные фотографии больных органов и легких, изъеденных раком. А главное, поднять цены: с тех пор, как во Франции табак подорожал на 30%, покупка сигарет сократилась на 20%, в то время как потребление заменителей никотина подскочило на 50% (данные за первую половину 2004 года). Вот доказательство того, что некоторые курильщики пытаются избавиться от своей пагубной зависимости. А остальные? Чувствуют ли они, что должны изменить свой образ жизни, или наоборот, укрепляются в своем желании остаться неисправимыми курильщиками? Здесь сколько курильщиков, столько и стратегий поведения.
"Я уже страдаю от того, что курю, к тому же меня за это клеймят позором, так что мне вдвойне тяжело", - ворчит 30-летний Жан-Марк, который выкуривает по две пачки в день. Как и большинство швейцарцев, принявших участие в опросе, проведенном институтом Isopublic (его результаты опубликованы 27 июля газетой Le Matin), Жан-Марк в целом одобряет меры по защите некурящих и молодежи. Обижают его лишь придирки, которые он считает бессмысленными. Например, отмена вагонов для курящих. "Вот типичная неадекватная мера. Неудобства для некурящих, проходящих через эти вагоны, минимальна. То же касается полного запрета на курение в общественных местах. Его можно вводить там, где разделить людей на две категории невозможно, в противном случае это напоминает охоту на ведьм. Чего стоит пример США, где полиция совершает рейды в бары, чтобы проверить - вплоть до личного обыска - что запрет на курение соблюдается!"
Раздражает Жан-Марка и непоследовательность властей. "Либо курение представляет опасность, запрещается и государство не вводит налога на табак. Либо это узаконено, и курильщики не подвергаются остракизму.
40-летнего Анри (1 пачка в день) меры, предложенные федеральным департаментом здравоохранения, не возмущают. Но он не переносит, когда ему читают мораль. Например, когда обвиняют курильщиков в злоупотреблении социальной солидарностью. Или когда на вас, закурившего сигарету, "смотрят такими глазами, словно вы только что разбили вазу". У Анри даже сложилось "политически некорректное" ощущение, что курильщики - более интересные и открытые люди, чем остальные. "Я люблю ездить в купе для курящих: люди там - не такие чистюли и меньше соблюдают всякие условности ". Однако он согласен, что дороговизна сигарет бьет по семейному бюджету. Очередное повышение цен заставит его подумать. И все же бросить курить ему трудно. Потому что в сигарете есть и польза, считает он, в частности, как средство против стрессов на работе. Он пытался бросить курить во время отпуска, но это обернулось кошмаром. "Мы с женой были в чудесном местечке. Через два дня, проведенных без табака, мы были в слезах, нервы были у обоих на пределе. Мы снова начали курить, иначе отпуск бы пропал. Это невероятная физическая и психическая зависимость: ты не можешь контролировать свои нервы. Сейчас я немного напоминаю страуса: я не смотрю антитабачные ролики и не читаю статей на эту тему".
А вот 25-летняя Од одобряет негативное отношение к курильщикам в обществе. "Я долго была страстной курильщицей, это составляло часть моей личности. Мне казалось, что меры, предпринимаемые в Европе, ограничивают мою свободу. Но сейчас мое отношение к этому меняется, я понимаю, что это несправедливо, когда некурящие люди вынуждены дышать дымом. Я думаю о том, чтобы бросить, хотя это, наверное, будет нелегко - отказаться от привычки и просто от удовольствия. То, что цены повысятся, и что появится больше мест, где курить запрещено, должно мне помочь".