Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 августа 2004 г.

В последние годы националистический реваншизм набирает обороты среди различных политических групп России и тепло приветствуется Кремлем. Раньше это приобретало форму открытых призывов к восстановлению Советского Союза, но в последнее время в России вошли в обращение более провокационные идеи.

Максим Калашников, автор книг "Сломанный меч империи" (1998) и "Битва за небеса" (2000), прославляющих советский милитаризм и принесших ему имя "русского Тома Клэнси", дал реваншистскому движению новый толчок, выпустив в 2003 году книгу "Вперед, в СССР-2" с подзаголовком "Национальная идея или направление главного удара".

Настоящее имя Калашникова - Владимир Кучеренко, он был заместителем редактора интернет-журнала "Стрингер" и журналистом "Российской газеты".

За последние полтора года книга "Вперед, в СССР-2" переиздавалась несколько раз и стала очень популярной.

Представление Калашникова от СССР-2 является одной из версий нереализованного сценария реформирования Советского Союза, восходящего к началу 1980-х годов, который приписывают тогдашнему главе КГБ Юрию Андропову. Позже ее популяризировал националистический идеолог Александр Проханов.

"В 1980 году Америке приснился кошмар, в котором она увидела превращение СССР, страны с неуклюжей социалистической экономикой, в умную, агрессивную и волевую суперкорпорацию "Красная звезда", - гласит аннотация на обложке книги "Вперед, в СССР-2". - Он мог бы стать невиданным в истории существом, сочетая самые передовые советские военные технологии с миллионами газовых долларов и невероятной мощью советских спецслужб. Американцы сделали все возможное, чтобы не дать этому сценарию осуществиться, но можем ли реализовать его сегодня?"

Калашников, отвергающий западные модели экономического развития в России, отвечает на вопрос категоричным "да". Те, кто выступает за западные либеральные экономики, пишет Калашников, говорят, что, если Россия будет следовать их примеру, страна достигнет западного уровня жизни за несколько десятилетий. "Однако в условиях глобализации у нас нет столько времени", - утверждает Калашников.

Впрочем, Калашников отвергает и призывы к восстановлению старой советской системы, называя Советский Союз "страной партийных миазмов". "Национализация устаревшей российской индустрии, как предлагают коммунисты, - абсолютная глупость", - пишет он.

Калашников также отвергает модели экономического развития, осуществляемые в Китае, Индии, Вьетнаме, Малайзии, Бразилии и Пакистане. Он утверждает, что Россия не может производить дешевый ширпотреб, так как не имеет дешевой рабочей силы, недорогих и доступных природных ресурсов, удобных средств транспортировки товаров на мировые рынки.

Он отмечает, что российские рабочие должны платить за коммунальные и другие услуги, связанные с выживанием в суровом российском климате, столько же, сколько рабочие вышеупомянутых стран зарабатывают в год. Одного этого достаточно, чтобы сделать российские товары неконкурентоспособными на мировых рынках.

Калашников утверждает, что делать основой российской экономики экспорт полезных ископаемых недальновидно. Он повторяет аргументы известного военного экономиста Андрея Паршева, изложенные в книге "Почему Россия не Америка?", вышедшей в 2000 году. В этой книге Паршев писал, что созданная в советские времена экономическая и транспортная инфрастуктура истощена, а добыча полезных ископаемых становится непозволительно дорогой.

Для России единственная возможность преуспеть - это сон об СССР-2, считает Калашников, убеждающий страну принять несколько инновационных стратегий развития, которые он называет "чудесами".

Первое чудо Калашникова - финансовое. Он называет глупостью использование нефтяных доходов для создания стабилизационного фонда и выплаты долгов, накопленных бывшим советским президентом Михаилом Горбачевым и бывшим президентом России Борисом Ельциным. Вместо этого Россия должна судиться с Западом и требовать возврата золота, помещенного царским правительство в западные банки во время Первой мировой войны. Калашников считает, что Россия должна подать такие иски до 2014-2017 годов, иначе срок давности истечет.

Затем, Калашников призывает к идеологическому чуду. Он говорит, что государство должно предложить идеологию, привлекательную для широких масс, которая поможет стране избежать "самоубийственных столкновений" с Китаем и исламом. Такая идеология должна способствовать созданию ранее немыслимых альянсов, например, с Саудовской Аравией.

Следующим шагом, считает Калашников, является "этнопсихологическое" чудо. Он пишет, что невозможно создать новое государство с нынешней ментальностью русского народа, который, по его словам, "не имеет представления не только о национальных идеях, но и о своих собственных интересах". "Следовательно, необходимо создать новую нацию из остатков русского народа, новую расу, иного психологического качества, считающую себя нацией сверхтворцов и гениев", - пишет Калашников, повторяя классическую нацистскую риторику.

Центром проекта Калашникова является "организационное" чудо. Он предлагает создать тайное государство под прикрытием Российской Федерации, страны, которую он считает "неизлечимо больной и обреченной на гибель". Он описывает тайное государство как "сеть, сочетающую в себе черты партии, армии, спецслужбы, мафии, церкви и делового сообщества". "Это братство должно существовать наряду с официальным российским государством, не вступая в открытую войну с ним, - пишет Калашников. - Братство должно заключить стратегический союз с российским президентом".

Калашников утверждает, что такое параллельное государство сможет действовать, когда официальное государство на это не способно. Используя тайный статус, оно сможет действовать везде, где есть русские общины: в Белоруссии, на Украине, Кавказе, в Центральной Азии и даже в Европе и США.

Одной из первых задач тайного государства будет восстановление контроля над финансовыми ресурсами, контролируемыми олигархами и, в более широком смысле, всем классом "новых русских". "Используя психологические и другие специальные методы, мы превратим их в зомби, покорных воле тайного государства и инвестирующих деньги туда, куда скажет государство", - пишет Калашников в книге "Вперед, в СССР-2".

"С виду ничего не изменится, и нынешнее деловое сообщество со своими активами в России и за границей будет действовать по-прежнему, - пишет Калашников, - но в действительности контроль над финансовыми потоками перейдет к тайному государству. Таким образом мы избежим обвинений в нарушении гражданский прав и прав собственности и тому подобной ерунды. Не будет ни массовых арестов, ни демонстративной передачи конфискованных денег в государственные фонды". Он пишет, что достаточно успешно применить давление на одного-двух олигархов, чтобы подчинить их всех.

Не оставляя сомнений в том, кого он имеет в виду, в своей последней книге "Верхом на молнии" (2003) Калашников пишет об олигархе по имени Самуил Модорковский и компании СОКОС, прозрачно намекая на осажденный нефтяной гигант ЮКОС и его бывшего генерального директора Михаила Ходорковского.

Модорковский у Калашникова - умный и энергичный человек, не видящий за Россией никакого будущего и стремящийся перевести на Запад деньги, нажитые на эксплуатации российской нефти. "Против таких людей надо использовать насилие и страх", - пишет Калашников, явно оправдывая кампанию против Ходорковского, которая тогда только разворачивалась. "Сам Бог позволяет нам бороться с ними с изощренной жестокостью".

Что касается географической экспансии, то Калашников считает необязательным повторять опыт Советского Союза. СССР-2 будет "федеративной империей", а государства Южного Кавказа, Украина и особенно республики Центральной Азии могут вступить в новый СССР, оставив в неприкосновенности свой суверенитет, законодательство и валюту.

"Мы должны сказать нашим бывшим южным республикам, что дружба с США не принесет им ничего хорошего", - пишет Калашников. Он говорит, что в то время, как США критикуют эти страны за коррупцию и нарушения прав человека, Россия не будет требовать от них либерализации и не станет вмешиваться в их внутренние дела.

Вместо этого Россия построит военные базы, "которые обеспечат и вашу, и нашу безопасность", пишет Калашников. Россия построит атомные электростанции и будет бороться с солончаками, "вы сможете заплатить за это золотом и ураном". Россия хочет за это немногого: "равноправия" для этнических русских, свободного доступа к "нашим имперским телеканалам" и участия российского капитала в разведке и эксплуатации местных природных ресурсов.

Трудно сказать, какое влияние оказывают книги и идеи Калашникова в российских коридорах власти. Но нельзя отрицать, что многие страницы его книг являются отражением самых пугающих заголовков современных российских новостей. Многие эпизоды его книг похожи на свежие новости из Москвы.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru