Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 декабря 2003 г.

pfi. | Neue Zürcher Zeitung

Достойная уважения работа Думы

Либеральные реформы вместо блокады законодательных инициатив

Уходящий парламент изменил Россию как никакой другой. В тесном сотрудничестве с правительством, однако не будучи полностью послушной, Дума в течение последних четырех лет санкционировала многочисленные рыночные реформы. Продолжится ли эта тенденция после выборов, сейчас вызывает сомнения.

Если Россия выберет в воскресенье новый парламент, то сменится Дума, которая может про себя сказать, что она кардинально изменила правовые условия в России. Такой нижняя палата была не всегда. Еще во времена президента Бориса Ельцина парламент контролировала левонационалистическая оппозиция, которая делала все возможное, чтобы блокировать законодательные инициативы. Но в течение последних четырех лет в Думе было иное соотношение сил, и оно при президенте Путине позволило Кремлю с привлечением депутатов-одномандатников создать стабильное большинство для утверждения либеральных правительственных экономических законопроектов.

Хотя парламент сплошь и рядом следовал воле Кремля, однако он, вопреки распространенному мнению, по крайней мере в экономических вопросах не стал органом, штампующим законы. Некоторые депутаты постоянно вносили собственные законопроекты, и их идеи частично тоже воплощались в жизнь. Но, с другой стороны, финансово сильным промышленным группировкам порой удавалось тормозить в Думе различные реформаторские проекты, склоняя депутатов к компромиссам в свою пользу.

Широта рыночных реформ

По официальным данным, в течение последних четырех лет в Думу было внесено 4200 законов или поправок к законам, из которых палата обсудила 2000 и приняла 725, которые впоследствии были подписаны президентом.

Перечень сфер, на которые распространяются утвержденные Думой глобальные рыночные реформы, производит сильное впечатление. Так, поэтапно была осуществлена масштабная налоговая реформа, которая упростила систему налогообложения, снизила налоговую ставку и хотя бы в некоторой степени соотнесла налогооблагаемые базы с рыночными реалиями.

Для того чтобы противостоять массовому уклонению от уплаты налогов, был введен унифицированный подоходный налог в размере всего лишь 13%. Кроме того, до 24% был сокращен налог на прибыль, а налог на добавленную стоимость - с 18 до 10%. Для малых предприятий был введен единый 8-процентный налог с оборота, который отменяет все остальные выплаты. Такие важные для России налоги, как налоги на ресурсы, подверглись систематизации и были приведены в зависимость от цен на сырье.

В целях реформирования коррумпированного таможенного ведомства парламент принял решение о снижении и стандартизации до сих пор слишком дифференцированных ставок таможенных пошлин и принял новый Таможенный кодекс, который отнимает у чиновников возможность вводить дискриминационные меры по собственному усмотрению.

К важнейшим структурным реформам относится, конечно, и закон о приватизации и продаже земли, как городской, так и земель сельскохозяйственного назначения. Фундаментальному реформированию подверглась также пенсионная система: Дума санкционировала постепенный переход от распределительной к накопительной системе выплаты пенсий, что позволяет работникам самостоятельно решать судьбу накопительной части своей будущей пенсии.

Глубокой переработке подвергся Трудовой кодекс, оставшийся в наследство от советских времен и совершенно не вписывавшийся в капиталистические реалии. Теперь он стал более либеральным и позволяет заключать временные трудовые соглашения.

Хотя финансовое регулирование рынка все еще слишком забюрократизировано и пребывает далеко не в идеальном состоянии, все же за последние годы оно заметно улучшилось. Новые законы о ценных бумагах хотя бы в какой-то степени либерализовали сектор банковских и страховых услуг, приоткрыв его для конкуренции со стороны иностранных компаний. Дума также создала условия для функционирования ипотечного кредитования.

Регулируемое бюрократическими методами обращение капиталов с 2004 года значительно упростится, а с 2007 года рубль станет полностью конвертируемой валютой. Страхование банковских вкладов мелких вкладчиков обеспечит конкуренцию со стороны частных банков до сих пор всемогущему Сбербанку, имеющему государственные гарантии. Контроль над данным процессом осуществляется Центральным банком, относительно деятельности и подотчетности которого Дума утвердила новые положения.

Закон, направленный на борьбу с отмыванием денег, наконец повысил престиж России в глазах международного сообщества, которое стремится поставить заслон организованной экономической преступности.

Половинчатый успех в деле реформирования монополий

В заключение через парламент была проведена реформа полугосударственного монополиста, энергетической компании РАО "ЕЭС", насчитывающей 630 тысяч сотрудников. Согласно этой реформе проводящие сети будут разделены между конкурирующими региональными фирмами, занимающимися производством и продажей электроэнергии, будет учреждена "электрическая" биржа.

Парламент также одобрил реформу самого крупного в России предприятия, насчитывающего около 1,7 млн сотрудников, - МПС. По новому положению наблюдательные функции, остающиеся за министерством, и функции по эксплуатации железных дорог будут разделены. Теперь ОАО "Российские железные дороги", дотационное акционерное общество с огромным собственным капиталом в 54 млрд долларов, на сто процентов принадлежащее государству, будет приносить прибыль. Многочисленные непрофильные активы будут полностью выделены в отдельные предприятия к 2006 году.

Но до сих пор не достигнут прогресс в политизированном споре вокруг рынка природного газа и полугосударственного монополиста "Газпрома", под контролем которого находятся все трубопроводы. До сих пор государство никак не откажется от таких государственных банков, как Сбербанк и Внешторгбанк.

С принятием пакета законов о дерегулировании экономики достигнуты первые успехи в деле широкой диверсификации экономики России, а именно, в освобождении предпринимательства от огромной толпы голодных бюрократов. Данный пакет радикально сокращает число необходимых лицензий, упрощает процесс регистрации предприятий и уменьшает количество и частоту разрешенных проверок. Однако до тех пор, пока правительство и парламент по политическим мотивам боятся провести административную реформу и связанное с ней сокращение бюрократического аппарата, многим реформам поневоле грозит неудача.

Меньше конкуренции - больше контроля

К проблематичным моментам деятельности российской Думы относится качество принятых ею законов, которое зачастую оставляет желать лучшего. Это не только российская специфика, но российские депутаты к тому же зачастую используют выданные мандаты в целях личного обогащения, продавая свои голоса, чего не может предотвратить даже (не всегда достаточно сильное) давление из Кремля.

Хотя многое еще не завершено и, прежде всего, не реализовано на практике, работу Думы оценивать можно. Парламент сделал Россию существенно более либеральной и рыночной, по меньшей мере, по форме. Однако сохранится ли такое положение после выборов, сомнительно.

Если раньше конкуренция существовала даже между центристскими партиями, то сейчас Кремлю удалось превратить партию "Единая Россия" в единственную реальную центристскую силу. В ней доминируют многочисленные функционеры, экономическая и политическая программа которых значительно менее либеральна, чем реформаторская политика прошлых лет; в сегодняшней политике все нарастает роль перераспределения и контроля.

Хотя либеральные реформаторы тоже входят в состав "Единой России", однако для России был бы скорее полезен успех на выборах партии, парламентская работа которой ориентирована на большую состязательность, прозрачность и либерализм.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru