Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 декабря 2006 г.

"Нам противостоит дьявол - и мы разрушим дом, источающий дьявола!"

Президент Венесуэлы Уго Чавес на прошлой неделе снова шалил, демонизируя заклятого врага перед толпами верных сторонников в центре Каракаса. Забудьте о его противнике на президентских выборах - не этого "дьявола" он имел в виду. Следуя примеру другого великого латиноамериканского демагога, Фиделя Кастро, Чавес обрушил огонь своей риторики на США и президента Буша.

По всему миру демагоги снова на сцене, выкрикивая лозунги и трубя в трубы.

В Латинской Америке Эво Моралес из Боливии и Андрес Мануэль Лопес Обрадор присоединились к Чавесу в горячих обличениях дьявольских империалистов гринго. На Ближнем Востоке Махмуд Ахмадинежад из Ирана и Хасан Насралла из "Хизбаллы" с равным пылом обличают демонических крестоносцев янки и их сионистских союзников. У других иные мишени, но не менее пламенная речь. В Германии лидер ксенофобской национальной демократической партии Удо Пастоерс выиграл региональные выборы, называя Европу "культурным пространством для белых людей". В ЮАР бывший вице-президент Якоб Зюма громко распевает "Mshini Wami", гимн борцов с апартеидом, где есть строчка: "Принесите мой пулемет".

Их риторика может казаться преувеличенной, но никто не должен недооценивать угрозу, которую представляют новые демагоги, особенно для США. Вашингтон, никому не нужный в Латинской Америке, бессильный на Ближнем Востоке, игнорируемый в Африке и изолированный в Европе, возможно, столкнулся с крупнейшим внешнеполитическим кризисом с конца 1970-х годов, когда иранская революция и советское вторжение в Афганистан сотрясли президентство Джимми Картера. А новая генерация демагогов чувствует момент. Чем непопулярнее становятся США, тем легче им набирать голоса, клеймя Дядю Сэма.

Мы уже видели это, но в несколько ином ключе. Когда избранный президент выражает сомнения по поводу Холокоста и грозится стереть государство Израиль с карты, не будет преувеличением проведение параллелей с самым смертоносным демагогом, Адольфом Гитлером. Ахмадинежад знает, что антисемитизм - это один из тузов демагогической колоды, испытанное и надежное средство разжечь ненависть и подозрительность в других - и остаться у власти. Гитлер тоже часто выражал свое презрение к США, которые называл "ничтожной страной", расово и культурно неполноценной по сравнению с Германией, и, конечно, контролируемой евреями. Прочтите очередное письмо Ахмадинежада "американскому народу", опубликованное на прошлой неделе, если хотите повторения этой темы.

Сегодня условия для появления действительно опасных демагогов почти идеальны.

Классический рассадник демагогии - это война и революция. Не является простым совпадением тот факт, что Ахмадинежад участвовал в исламской революции 1979 года в Иране и войне между Ираном и Ираком. В новом приступе "реализма" США сегодня хотят, чтобы Иран помог предотвратить сползание соседнего Ирака в гражданскую войну. Шанс нулевой. Ахмадинежад стремится к гегемонии Ирана на Ближнем Востоке. Последнее, что ему надо, это мнение, что он помог Большому дьяволу выпутаться из неприятной ситуации.

Сильная экономическая нестабильность тоже может вызывать аппетит к пылкой риторике. Важно, что в Латинской Америке и на Ближнем Востоке экономический рост в последние 20 лет был намного изменчивее, чем в США. Когда по людям бьют колебания доходов, цен и занятости, они больше склонны утратить веру в политический статус-кво и внимать словам мессианских лидеров вроде Чавеса и Моралеса.

Важен и уровень среднего дохода. Сегодня доход на душу населения в бедных странах Латинской Америке и большей части Ближнего Востока такой же, как в Центральной Европе между двумя мировыми войнами. (Это важно, так как исследователи полагают, что шансы демократии на выживание лучше там, где доход на душу населения превышает 6 тыс. долларов.) Уровень неграмотности, пожалуй, выше, чем был в Центральной Европе. Уровень урбанизации - безусловно. Это идеальная обстановка для демагогии - массы людей, зажатых между мучительной бедностью аграрных обществ и сегодняшним изобилием богатейших городов, живущих в перенаселенных городах с отвратительными школами. В таких условиях центристы редко удерживаются надолго. Вскоре в президентских регалиях щеголяет уже случайный краснобай.

Этим можно объяснить, почему такое множество демагогов прорвалось к власти в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е годы. Гитлер был лишь одним из толпы диктаторов, сочетавших пламенную риторику с цветными рубашками, сверкающими сапогами и полным неуважением к гражданским свободам, особенно свободам этнических меньшинств. И это важнейший момент.

История учит тому, что личная свобода - это зачастую первая жертва демагога, особенно когда народные чувства направляют против внутреннего или внешнего врага.

Древнегреческое слово "демагогос" означает всего лишь оратора, выступающего от имени людей, или, с негативным оттенком, лидера толпы. Современное использование подразумевает ораторский талант и способность увлечь аудиторию, обычно обещанием радикальных мер. Обычно демагоги обращаются к наиболее примитивным импульсам общества, отсюда склонность находить и обличать врагов народа.

Демагогия и демократия одного возраста, но не все демократии порождают демагогов. Самым знаменитым древнегреческим демагогом был Алкивиад, который увлек своих собратьев-афинян (плохой) идеей завоевания Сицилии. Римская республика породила Марка Туллия Цицерона, чьи потрясающие филиппики были призваны разрушить амбиции друга Юлия Цезаря и любовника Клеопатры Марка Антония. (Цицерон называл Антония безумцем, который хочет устроить в Риме кровавую баню.)

Термин приобрел новое значение в XVII веке. Если у гражданской войны в Англии был свой демагог, то это был парламентарий-пуританин Джон Пим, самый яростный критик Карла I в палате общин, - хотя диктатором стал человек дела, немногословный Оливер Кромвель.

Не все революции рождают демагогов. Американская революция больше обязана законникам и непрофессиональным солдатам, а не мастерам риторики. Однако во Франции произнесение резких речей было сущностью революции. Такие демагоги, как Жорж Дантон, прозванный Юпитером-громовержцем, один из лидеров якобинского террора, создали пламенной риторике плохую репутацию на значительную часть века.

С 1880-х годов расширение избирательных прав на бедных, малообразованных людей в сочетании с серьезным экономическим спадом порождают новый тип демагога - не милитариста или революционера, а победителя в борьбе за голоса. Решающим моментом была кампания Уильяма Эуорта Гладстона в шотландском графстве Мидлотиан в 1878 году, когда лидер британских либералов произнес серию вдохновенных речей, обращенных не только к местным избирателям, но и ко всей нации.

Но когда в промышленную эпоху на смену годам бума пришли дефляция и депрессия, демагоги ополчились на либерализм. Радикальные политики справа и слева, от социалистов до антисемитов, обнаружили, что наилучший способ привлечения новых избирателей - это обвинение в экономической нестабильности врагов народа. В Австрии антисемит Карл Люгер возложил вину за проблемы местной буржуазии после биржевого краха 1873 года на предположительно всемогущих венских евреев. В России радикальные социалисты вроде Льва Троцкого точно так же громили царизм и капитализм. В каждом случае демагог направлял обличающий палец, обвиняя ту или иную группу в страданиях масс. Успех означал для демагога власть, а для его мишеней - преследования.

Так что неудивительно, что годы межу мировыми войнами оказались зенитом демагогической политики. После 1914 года мир был сначала охвачен войной, а затем революциями и тяжелейшей в экономической истории депрессией. Конечно, Гитлер был выдающимся демагогом, полным ненависти монстром и фальшивым мессией, обещавшим немецкому народу воскресение после долгих лет унижения. Но в Италии Бенито Муссолини тоже ходил с важным видом и буйствовал. Освальд Мосли, социалист-отступник, основавший Британский союз фашистов, попробовал тот же трюк в Англии. По всей Центральной Европе гремели обличительные речи орды таких же демагогов. В Польше национал-демократ Ромен Дмовски предвещал "всемирный еврейский погром". В Румынии основатель Легиона Михаила Архангела Корнелиу Кодряну обещал "уничтожить евреев раньше, чем они уничтожат нас". Гитлер был далеко не единственным демагогом 1930-х годов, выбравшим евреев козлами отпущения. Когда он втянул Европу в войну, на всем континенте у него нашлись усердные помощники.

Хорошая новость по поводу демагогов заключается в том, что им часто оказывается труднее выполнять предвыборные обещания, чем произносить предвыборные речи. В сентябре заместитель Моралеса, вице-президент Альваро Гарсиа Линера призвал честных людей Боливии защитить правительство Моралеса "своей грудью, своими руками, своим маузером" в ответ оппозиции в восточном городе Санта-Крус. Такой язык выдает реальность: правительство Моралеса было вынуждено отказаться от своего плана национализации энергетического сектора страны (хотя на прошлой неделе ему удалось пробить радикальный закон о земельной реформе). Экономическая нестабильность и отсталость могут приводить демагогов к власти. Но они же ограничивают демагогов, когда те приходят во власть.

И все же то, что Чавес и Ахмадинежад сидят на 6% и 11% доказанных мировых нефтяных резервов, должно заставить нас остановиться. Может быть, главной стратегической слабостью демагогов между двумя войнами было отсутствие топлива. На самом деле это был один из мотивов отвоевать то, что Гитлер называл "жизненным пространством", у соседних стран.

В отличие от него, нынешние демагоги правят странами, богатыми нефтью. У них, пожалуй, ослаблена необходимость приобретать территорию. Но при стоимости нефти более 60 долларов за баррель это также гарантирует им большие деньги от импортирующих стран вроде США и дает им возможность подкрепить свои слова делом. И не нужно хорошо знать историю, чтобы понять, что эта горячечная атмосфера в сочетании с нефтью потенциально взрывоопасна.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru