В течение последних лет диктаторы и террористы набирают силу, и на это есть причины. Углубляющаяся катастрофа в Ираке отвлекла единственную мировую сверхдержаву от ее истинных целей и ослабила США как в политическом, так и в военном отношении. С новым руководством конгресса, которое грозится совершить ту же ошибку - не увидеть в Ираке лишь один фрагмент большой головоломки - пора вернуться к основам стратегического планирования.
Тридцатилетний опыт шахматиста заставил меня проникнуться важностью того, чтобы не терять из виду общую картину. Если уделять слишком много внимания одной зоне шахматной доски, это может быстро привести к краху всей вашей позиции. Даже туманные цели амбивалентной войны президента Буша с террором были отодвинуты на задний план багдадским кризисом.
США должны в корне изменить ситуацию и признать провал своей внешней политики после 11 сентября. Превентивные удары и смещение диктаторов могут быть хорошим планом, а могут и не очень, но это, по крайней мере, план. Между тем, если вы нападаете на Ирак, возможность преследования Ирана и Сирии тоже нельзя исключать из рассмотрения. Вместо этого США оказываются надзирающими над гражданской войной, а в других местах беспомощно идут на уступки.
Эта отчаянная ситуация является результатом той единственной вещи, которая хуже, чем неудачная стратегия: неспособности распознать или признать, что стратегия оказалась неудачной. После вторжения в Ирак в марте 2003 год Северная Корея провела испытание ядерной бомбы. Иран открыто хвастается своей программой обогащения урана и при этом вкладывает большие деньги в "Хизбаллу" и "Хамас". Возрождающийся "Талибан" набирает силу в Афганистане. Сомали, почти выпавшая из поля зрения, становится базой "Аль-Каиды". Самое ужасное - это ответ на вопрос, которые связывает воедино все эти горящие фитили: нет, мы теперь не в большей безопасности, чем были раньше.
Семена этой ситуации были посеяны единственным настоящим успехом, который был у Запада. Атака на "Талибан" и "Аль-Каиду" в Афганистане прошла так хорошо, что США и их союзники не оценили в полной мере причины этого успеха. Практически все игроки на международной арене выиграли от атаки на Афганистан. Почти все игроки на мировой сцене получили пользу от атаки на Афганистан. Поражение суннитского "Талибана" привело в восторг Иран. Россия и Китая не испытывают любви к религиозному экстремизму поблизости от своих границ. Индия была счастлива, наблюдая открытое нападение США на террористов-мусульман.
Только Пакистан подвергся неприятному давлению, но даже здесь Первез Мушарраф смог достаточно убедительно подыграть всем, представ ключевым союзником Запада и одновременно не мешая террористам и оружию свободно пересекать границы. Генерал Мушарраф довел до совершенства формулу, согласно которой он является последним рубежом обороны от экстремистов и за это получает неприкосновенность своей диктатуры. Тогда было не только всеобщее единомыслие в мировом общественном мнении, подпитываемое сочувствием к США после 11 сентября, но и пресловутые "плохие парни" были несомненно плохими, и мы знали, где их искать. Как показали последующие события, эффективные бомбардировки террористов - редкий шанс.
Учиться на собственных поражениях - очевидный шаг, но мы слишком часто не умеем оценить причины нашего успеха, мы считаем его чем-то само собой разумеющимся. США вошли в Ирак, не проанализировав значительно более серьезные послевоенные проблемы, которые там должны были возникнуть, а теперь задача осложняется мировым общественным мнением, все более враждебным к американским военным авантюрам.
Америка в роли "плохого полицейского" потерпела фиаско на мировой сцене. Если бы не американцы, которые присутствуют в Ираке в качестве мишеней и козлов отпущения, иракцам пришлось бы принимать трудные политические решения, которых они сейчас успешно избегают. Мы не узнаем, может ли Ирак устоять на ногах, пока не уйдут американские силы. Тем временем Южная Корея и Китай отказываются принимать меры против Северной Кореи и обвиняют США в провокационном поведении. Как быстро изменится их позиция, если американцы выведут свои войска с Корейского полуострова? Или если Япония - не говоря уже о Тайване - объявит о своих ядерных планах?
От Каракаса до Москвы и Пекина все заботятся о своих интересах, не обращая внимания на президента Буша и ООН. К примеру, здесь, в России, президент Путин получает от Буша поддержку заявки на вступление во Всемирную торговую организацию, одновременно продавая современные системы противоракетной обороны Ирану и вводя санкции против Грузии, которая сама является членом ВТО. Членство в ВТО не принесет пользы обычным россиянам, но даст очередное прикрытие Путину и его банде олигархов, чтобы продолжать разграблять страну и отмывать деньги за границей, не встречая никакого сопротивления со стороны растерянного, дискредитированного и ослабевшего Запада.
Может быть, мы не знаем, как надо, но у нас есть масса прекрасных примеров того, как не надо, и мы не можем продолжать от них отмахиваться. В качестве единственной мировой сверхдержавы США превратилась в громоотвод. Любое вмешательство вызывает протест, и даже многие традиционные союзники практически с порога отвергают американские планы. Откровенно упреждающая американская внешняя политика, кроме того, позволила другим странам избежать ответственности за собственную безопасность и избежать необходимости принимать трудные решения, которые предполагает такая ответственность.
В то же самое время ООН стала идеальным примером нефункционирующего института. Когда лидеры боятся реальных действий, они идут в ООН, где, как они знают, никаких существенных решений принято не будет. Резолюции постоянно безнаказанно игнорируются, и их, в сущности, открыто презирают. "Хизбалла" гордо размахивала оружием, когда израильская армия уходила из Ливана, а похищенных израильских солдат еще только предстоит освободить.
Так что же тогда делать? Если отбросить в сторону шутки в духе "Задание выполнено", то изначальные цели в Ираке - свержение Саддама Хусейна и проведение выборов - были достигнуты. Государственное строительство никогда не стояло на повестке дня, и не надо добавлять его туда сейчас. Все войска союзников в мире не смогут помешать иракскому народу продолжать гражданскую войну, если таков его выбор. Пока мусульманские лидеры в Ираке и в других местах не желают дать отпор своим собственным радикальным элементам, аутсайдеры будут оказываться зрителями на линии огня.
Что касается стабильности в случае ухода войск союзников из Ирака, то о какой стабильности идет речь? Я не сказал бы, что хуже уже не будет: если мы чему-то научились, то это тому, что ситуация на Ближнем Востоке всегда может стать еще хуже; но, по крайней мере, нынешняя убийственная динамика изменится. А с переменами всегда приходит надежда на лучшее. Ничего не меняя, мы ждем иного результата при прежнем поведении, что когда-то было определением безумия.
Гарри Каспаров - бывший чемпион мира по шахматам, председатель Объединенного гражданского фронта в России.