Какую бы роль президент ни взял на себя в будущем, группа людей, управляющая Россией сегодня, останется у руля еще много лет
После триумфальной победы "Единой России" на выборах в Думу конкретный механизм, посредством которого Владимир Путин удержится у власти по истечении своих президентских полномочий в марте, остается загадкой. Однако выглядит почти определенным, что Путин будет оказывать влияние - в качестве главы Совета безопасности РФ, лидера партии, премьер-министра или "национального лидера" еще много лет. Кремль срежиссировал предвыборную кампанию как нечто вроде референдума относительно фигуры Путина, и 64% голосов, полученные "Единой Россией", обеспечили ему громкую победу. Что касается других партий, преодолевших 7-процентный барьер для прохождения в Думу, то лишь компартия - за нее подано 11,5% - независима от Кремля.
Эти выборы облечены легкой аурой загадочности. Учитывая популярность Путина, безоглядную поддержку, которую СМИ оказывали "Единой России", и слабость оппозиции - лидеры либералов, как обычно, не смогли действовать сообща и потому не имели шансов на преодоление 7-процентного барьера - зачем вообще правительство столь откровенно вмешивалось в избирательный процесс? На свободных и справедливых выборах "Единая Россия" все равно без труда бы победила.
Ответ, возможно, состоит в том, что Путин и его окружение недостаточно уверены в гладком переходе к новой системе, при которой Путин останется могущественным человеком, но президентом станет кто-то другой. В стенах Кремля есть враждующие между собой кланы, а спецслужбы - одна из основ власти Путина - подотчетны (на данный момент) президенту. Возможно, Путин полагает, что активное голосование за "Единую Россию" обеспечит ему на его следующем посту моральное право сконцентрировать рычаги власти в своих руках.
Я лично считаю, что Путин управится с переходом очень легко и что группа лиц, которые сейчас управляют Россией, останется у руля на много лет - насколько можно заглянуть в будущее. Нелегко вообразить себе, что именно может угрожать их власти. Путин пользуется неподдельной популярностью и не без объективных причин на то. Сегодня Россия лучше управляется и больше процветает, чем когда-либо в своей истории. Большинство россиян не тревожится из-за того, что хаотичная демократия 1990-х сменилась авторитарным, находящимся под контролем Кремля политическим строем. Клика Путина контролирует вооруженные силы, СМИ, большую часть политических партий и "командные высоты" экономики. Она отложила сотни миллиардов долларов в фонды, которыми можно будет "погасить" любую проблему, возникшую в будущем, - например сложности, которые могут начаться после падения цен на нефть.
Во время второго президентского срока Путина экономическая реформа застопорилась. Однако его министры продолжают компетентно управлять экономикой. Я разделяю мнение аналитиков из московского отделения Goldman Sachs, полагающих, что активный рост российской экономики, составляющий почти 10% в год, больше не держится в основном на нефти и газе. Рост производительности экономики теперь охватывает целый ряд секторов. Во многих провинциальных городах заметны признаки появления нового и процветающего среднего класса - например, множество магазинов IKEA.
Конечно, ни быстрые темпы роста российской экономики, ни прочная сила и стабильность нынешнего политического режима не гарантированы на следующие десять лет. Уменьшение объемов добычи углеводородов - Россия слишком мало инвестировала в новые нефтяные и газовые месторождения - создаст проблемы; тот же эффект возымеет и длительный период низких цен на нефть. Если государство будет чересчур вмешиваться в экономику, допустит, чтобы коррупция усилилась, или посягнет на права собственности, это отрицательно скажется на экономическом росте.
Однако я предполагаю, что, учитывая теснейшие связи между политической элитой и ведущими компаниями, корыстный интерес поощрит российских правителей создать условия для процветания капитализма. Российские компании станут прибыльнее, если обуздать коррупцию, если судебная система получит определенную независимость от исполнительной власти, если иностранных инвесторов не будут отталкивать. Российские капиталисты хотят делать то же самое, чем занимаются западные капиталисты, - приобретать компании в других странах, привлекать средства на международных фондовых рынках и нанимать лучших специалистов. Но им не удастся это сделать, если отношения между Россией и Западом станут еще хуже, чем сейчас. Это дает определенные резоны надеяться, что Путин, возможно, смягчит свою националистическую риторику, к которой прибегал во время предвыборной кампании.
Европе придется научиться уживаться с этой новой Россией - сильной в экономическом отношении, авторитарной в политическом отношении и проводящей напористый курс во внешней политике. ЕС не следует рассчитывать на то, что он сможет влиять на внутриполитическое устройство России - любая попытка это сделать, вероятно, лишь повредит делу. Но ЕС следует попытаться вовлекать российскую сторону в сотрудничество в сферах, где у них общие интересы, например, в энергетике (где ЕС и Россия зависят друг от друга) и в интеграции российских компаний в международную финансовую систему.
Еще одна сфера общих интересов - это область, с которой соседствуют Россия и ЕС, в том числе Грузия и Украина. Очень многие россияне до сих пор воспринимают этот регион как собственный двор и не признают, что ЕС питает к нему законный интерес. Соперничество между российской и европейской концепциями будущего этого региона наверняка повлечет за собой трения. Но если ЕС научится говорить "единогласно" в своих отношениях с Россией, Путину и его преемникам придется следить за своими высказываниями - как по поводу этого общего "сопредельного региона", так и по многим другим вопросам.