Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 декабря 2007 г.

Редакция | Le Monde

Неясная Россия

Владимир Путин, как и ожидалось, одержал победу в первой части испытания, которое должно позволить ему остаться у власти по истечении двух президентских сроков. Официальная партия "Единая Россия", которую он возглавил, не будучи ее членом, получила 63% голосов, оставив далеко позади КПРФ (12%), крайних правых Владимира Жириновского и еще одну партию, созданную Кремлем, - "Справедливую Россию". Мелкие либеральные и демократические партии, возникшие после падения коммунизма, были отсеяны. Это успех, но не безраздельный триумф. И хотя показатель участия - 62% - выше, чем в 2003 году, он довольно скромен, если учесть, какие средства запугивания были использованы, чтобы загнать избирателей на избирательные участки. Количество не пришедших на выборы показывает, что у многих россиян методы власти, напоминающие о временах Советского Союза, вызывают разочарование и даже отвращение.

Остается понять, что Путин сделает с этой победой. Он превратил парламентские выборы в плебисцит, но так и не сказал, какие выводы он из него сделает. Напротив, он всячески старался запутать следы, сегодня намекая на то, что он может стать премьер-министром, а завтра - что претендует на роль "национального лидера" без определенной должности. Умело распускаемые слухи делали его то председателем парламента, то главой "Газпрома" - государственного консорциума, являющегося основным источником доходов государства.

Единственное обязательство, которое он взял на себя, - соблюдение конституции, запрещающей ему быть президентом более двух сроков подряд. Однако большинство из двух третей, которым он теперь располагает в Думе, позволяет ему вносить поправки в конституцию. Уже были "спонтанно" сформированы комитеты, призванные попросить его выдвинуть свою кандидатуру в третий раз. Сможет ли он устоять перед призывами народа?

Этот вопрос терзает клан силовиков - спецслужбы, армию, МВД, - который составляет основу президентского могущества. Этот клан, безусловно, неоднороден, но ему свойственно единство политических, экономических и финансовых интересов, а Путин с 1999 года является геометрическим центром этих противоречий. Если бы он остался у власти, это было бы лучшей гарантией против начала междоусобиц, которые могут охватить весь клан в отсутствие демократических механизмов передачи власти.

Россия поворачивается спиной к демократическим преобразованиям, начатым во времена анархии после 1991 года. Путин восстановил авторитет государства, и, по-видимому, русские ему за это благодарны. Тем не менее, за преемственностью скрываются неясности, касающиеся не только будущего одного человека, но эволюции целого общества, которое модернизируется, в то время как политические структуры охватывает автократическая реакция.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru