Воскресные парламентские выборы принесли ожидаемый результат - легкую победу одержала кремлевская партия "Единая Россия". Но, кроме того, стало ясно: слова президента Владимира Путина о том, что Россия принадлежит к числу западных демократических стран, - не более чем шутка.
В течение последних лет власть все более концентрировалась в одних руках, однако голосование, прошедшее в воскресенье, стало еще одним шагом назад. При поддержке государственного аппарата "Единая Россия" - личный политический инструмент Путина - прошлась по головам своих разрозненных и дезорганизованных соперников. В подлинно советском стиле оппозиционные партии получили клеймо прислужников западных "врагов". Кампания, во время которой власть с жестокостью расправлялась со всеми, кто мог оказаться на пути Владимира Путина, завершилась голосованием, которое сопровождалось сообщениями о подлогах, злоупотреблениях, лишних бюллетенях и прочих нарушениях. В Чечне президентская партия набрала 99,36% голосов при явке в 99,5% - Рамзан Кадыров, суровый местный правитель, поддержавший Путина, назвал это "нормальным результатом". Если что и вызывает удивление, так это то, что "Единая Россия" собрала лишь 64,1% голосов по стране.
Союзники и апологеты Путина нередко шли в российской политике на нарушения, называя их издержками "управляемой демократии", которая якобы должна послужить переходом к некой зрелой системе. Но воскресные выборы с очевидностью показали, что махинации Кремля - это лишь дымовая завеса, призванная скрыть отступление от демократических норм и переход к неосоветскому авторитаризму при жестком контроле со стороны Путина. По данным большинства исследований, российский президент пользуется широкой поддержкой. Во многом это связно с тем, что при нем нефтяная экономика переживает бум - жизненные стандарты поднялись, страна почувствовала возрождение. Но нежелание Кремля допустить проведение предвыборной кампании в неотфильтрованном и неискаженном виде выявило, с каким презрением он относится к подлинной демократии - и как неуверен в собственной популярности.
Выборы подняли два насущных вопроса. Первый - какую роль в будущем станет играть Путин, заявивший, что победа правящей партии даст ему "моральное" обоснование сохранить власть в какой-либо форме после окончания в следующем году второго - и, по конституции, последнего - срока президентских полномочий. Поскольку Кремль контролирует две трети мест в Думе, нижней палате парламента, он может внести поправки в конституцию в соответствии с желаниями Путина. Подобная ситуация усиливает беспокойство по поводу отступления Москвы от демократии и плюрализма.
Другой вопрос - о дальнейшей роли России в западных организациях. Путин, который неоднократно подвергал Запад нападкам, впервые не допустил европейцев к наблюдению за российскими выборами, а свою предвыборную кампанию завершил, утвердив выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе - это соглашение ограничивает размещение сил России и НАТО на континенте. Теперь, после сомнительных выборов, западные лидеры должны по-новому взглянуть на роль России в "большой восьмерке" и в других демократических клубах, к идеалам и принципам которых Москва относится с откровенным неуважением.