Корреспонденты The Guardian информируют, что главный редактор издания Алан Расбриджер выступил перед специальным комитетом по внутренним делам британского парламента. The Guardian стала объектом согласованного давления и запугиваний, имеющих целью заставить ее прекратить публикацию статей об ошеломительных масштабах тайных программ слежки британских и американских властей, заявил Расбриджер, отметив, что эти статьи вызывают огромный общественный интерес.
Давая свидетельства перед парламентским комитетом о статьях, основанных на материалах АНБ США, полученных от Эдварда Сноудена, главный редактор подчеркнул, что газета "не поддастся на угрозы, но вести себя безрассудно тоже не будет". Он напомнил парламентариям, что эта утечка вызвала всемирные дебаты о полномочиях государственных ведомств и слабых местах законов и режимов, в условиях которых они действуют.
"Что касается широты дебатов, я не знаю другой темы, которая бы в последнее время получила такой резонанс по всему миру и более широко обсуждалась в парламентах, судах и неправительственных организациях", - передает его слова издание.
Во время часовой сессии в комитете по внутренним делам Расбриджер также
- сказал, что The Guardian консультировалась с правительственными ведомствами и разведками, включая ФБР, Центр правительственной связи Великобритании (GCHQ), секретариат кабинета министров более чем в ста случаях перед публикацией статей;
- сообщил, что комитет D-Notice, занимающийся оценкой возможного ущерба, который может нанести национальной безопасности появление статьи, считает, что ничто из опубликованного газетой не ставит жизни британцев под угрозу;
- заявил, что СМИ, опубликовавшие статьи на основе документов Сноудена, сослужили службу обществу и выявили слабость подходов таких ведомств, как GCHQ и АНБ ("Это очевидно, - сказал Расбриджер. - Если президент США призывает к пересмотру всего, что имеет к этому отношение, а информация получила огласку лишь благодаря газетам, значит, газеты сумели сделать что-то такое, что не удалось органам надзора");
- спросил, почему парламент не поинтересовался, как получилось, что у 850 тыс. человек был доступ к совершенно секретным файлам, которыми воспользовался Сноуден, работавший в АНБ по подряду.
Кроме того, Растбриджер указал, что The Guardian оказалась под "немыслимым в других странах" давлением. "Ко мне приходил высокопоставленный чиновник из Уайтхолла со словами: "Хватит дебатов". Нас просили уничтожить диски. Парламентарии обращались в полицию с просьбой завести дело в отношении редактора. Все это было бы немыслимо в США", - сказал он.
"Я чувствую, что эта деятельность осуществляется отчасти для того, чтобы запугать The Guardian", - добавил он.