Может быть, падение цен на нефть умерит агрессивную внешнюю политику Путина или вообще дестабилизирует путинский режим? - вопрошает в The Washington Post Чарльз Лейн. Ответ зависит от того, кто лучше понимал динамику авторитарной власти, - Егор Гайдар или Эммануэль Голдстейн.
Гайдар полагал, что одной из главных причин краха СССР было резкое падение цен на нефть, спровоцированное решением Саудовской Аравии, которая хотела ослабить мощь СССР в Афганистане. Гайдар заключил: "авторитарные режимы, хотя они демонстрируют показную мощь, хрупки в условиях кризиса".
Путин сделал из краха СССР свои выводы: например, создал резервный фонд. Но Путин также счел, что одной из причин распада была беспомощность советских руководителей.
"По крайней мере, на такой вывод наталкивает недавнее вызывающее поведение Путина: он черпает из финансовых резервов своей страны, отпускает рубль в свободное плавание, намекает, что Россия стала жертвой нового геополитического заговора, и притесняет малейшее внутриполитическое инакомыслие, но не отступает с Украины и не отказывается от своего плана неосоветского Евразийского экономического союза", - говорится в статье.
Автор переходит к Эммануэлю Голдстейну. Это персонаж оруэлловского "1984", который сформулировал четыре причины, по которым правящая группа теряет власть. Как сообщил Оруэлл устами Голдстейна, самое главное - желание удержаться у власти любыми средствами: "В конечном счете решающим фактором является психическое состояние самого правящего класса".
Правоту Голдстейна подтверждают судьбы СССР и КНР после 1989 года. Горбачев пытался предпринять тактическое отступление, которое переросло в бегство. Китайские лидеры расстреляли сотни человек на площади Тяньаньмынь и сохранили свою власть.
"В авторитарной политике, как и в жизни, психологический настрой - это все или почти все. Те, кто надеется, что падение цен на нефть, или западные санкции, или то и другое вместе вызовут смену курса в Москве (не говоря уж о смене режима), должны учесть тот факт, что Путин наблюдал этот сценарий во времена Горбачева. И Путин, похоже, твердо намерен сделать так, чтобы "сиквел" (если он вообще будет) закончился иначе", - подытоживает автор.