35-летний журналист Андрей Бабицкий занимался выполнением своих профессиональных обязанностей до 18 января этого года. В тот день он был арестован "федералами", а вчера его "обменяли" на трех российских солдат и возвратили чеченцам. Официально, он дал свое согласие. Таким образом, с этого момента, армия не несет ответственности за его судьбу. Сообщение, сделанное вчера Кремлем, вызвало потрясение. В соответствии с этой версией, если она подтвердится, военные, арестовавшие его, содержали Бабицкого как военнопленного и таким образом нарушили законы о статусе журналиста. Очевидно одно: его критические репортажи о чеченской войне вызывали у военных раздражение. Бабицкий, освещавший еще первый чеченский конфликт 1994-1996 гг., работал также на популярную радиостанцию Радио Свобода, созданную в эпоху холодной войны и финансируемую американцами.
Руководители радиостанции сообщили, что они всегда ждали "его возвращения в Москву живым и здоровым" и надеялись на скорую возможность переговорить с ним по телефону. Накануне прокурор Наурского района проинформировал представителей радиостанции о том, что Бабицкий в самое ближайшее время будет отправлен в Москву под подписку о невыезде. Журналиста обвиняли в сотрудничестве с вооруженными бандформированиями. Один из его коллег привез журналисту теплую одежду, но он так и не получил разрешения встретиться с Бабицким в "фильтрационном лагере".
По словам Сергея Ястржембского, "сами чеченцы предложили совершить такой обмен, и Бабицкий согласился". Затем Ястржембский назвал имена троих освобожденных российских солдат и продемонстрировал два документа. Один приписывается Турпалу Атгериеву, чеченскому полевому командиру. В документе содержится просьба "освободить нашего товарища Бабицкого, находившегося бок о бок с чеченским народом". Второй документ был написан рукой журналиста, дававшего согласие на эту операцию.
Случай с Бабицким, одним из немногих российских журналистов, освещавших войну, находясь на стороне чеченцев, свидетельствует о том, с какими трудностями приходится сталкиваться журналистам на этой войне. Армия монополизировала информацию. Журналисты российских телеканалов обычно перевозятся на военных вертолетах и берут интервью у генералов, рассказывающих о своих успехах. Иностранные журналисты должны иметь аккредитацию в главном штабе, чтобы работать в зоне боев. Но почти все просьбы были отклонены. Им остается лишь участвовать в "организованных поездках" по "освобожденным территориям", и больше ничего.
Многих журналистов уже задерживали, но после проведения допросов, освобождали. Корреспондент британской газеты "Таймс", которого арестовали в среду в самом центре Грозного, не скрывал своего облегчения, оказавшись в своем московском бюро. "Мне повезло, -сообщил он телекорреспонденту, - это генерал Казанцев меня арестовал и меня узнал. В противном случае, я мог бы оказаться вторым Бабицким".
В Грозном российские солдаты праздновали победу. Канал ОРТ показал репортаж, в одном из фрагментов которого молодой солдат протянул шоколадку "бабушке", бродившей среди развалин.