Второй по величине нефтяной концерн России "ЮКОС" ищет новые рынки сбыта в Западной Европе. Его внимание привлекли бензоколонки, которые по решению Антимонопольного комитета в Бонне должны быть проданы группами BP-Aral и Dea-Shell. Российский концерн также проявляет интерес к нефтеперегонному заводу ВР в Баварии.
"ЮКОС" заинтересован в приобретении немецкой сети бензоколонок, поскольку ищет возможность значительно увеличить экспортные поставки нефти на Запад", - сказал нашему изданию глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, который сейчас находится в Нью-Йорке на Всемирном экономическом форуме. Кроме того, он хотел бы приобрести один или несколько нефтеперегонных заводов в Германии.
В Федеративной Республике ? после перехода компании Aral в собственность ВР и создания фирмами RWE-Dea и Shell совместного предприятия ? продаже подлежит до 1500 бензоколонок. Кроме того, компания ВР обязана продать нефтеперегонный завод Bayern Oil. Такое требование выдвинул федеральный Антимонопольный комитет, обусловив этим свое согласие на слияния сетей бензоколонок. Антимонопольный комитет в Бонне выдвинул категоричное требование, чтобы бензоколонки и нефтеперегонный завод были приобретены фирмой, мало или вообще не представленной на немецком рынке. "ЮКОС" вполне отвечает этим условиям. Еще два возможных претендента ? это Total-Fina и Agip.
По словам Ходорковского, "ЮКОС" хочет не только приобрести немецкие бензоколонки. "Мы ищем партнера, который уже располагает опытом на этом рынке", - сказал он. Он отказался ответить на вопрос о том, ведутся ли уже переговоры. В концернах, чья собственность подлежит продаже, ситуацию тоже никак не комментируют.
В целом "ЮКОС" в течение ближайших двух лет собирается израсходовать около 2 млрд. долларов на приобретение на Западе бензоколонок и нефтеперегонных заводов, рассказывает Ходорковский. Еще 2 млрд. долларов предоставят банки, а также промышленные предприятия, являющиеся партнерами концерна. Кроме Германии "ЮКОС" присматривается к Италии и Словакии. Инвестиции должны принести доход минимум в 15% от вложенного капитала.
В последние месяцы о "ЮКОСе", когда он предложил обширный план спасения для норвежского кораблестроительного концерна Kvaerner стоимостью почти в 400 млн. евро и приобрел 22% его акций, говорили много. После того, как Kvaerner был в конце концов приобретен его конкурентом Aker Maritime, "ЮКОС", как сказал Ходорковский, хочет расстаться с этими акциями. "ЮКОС" сделал в Kvaerner среднесрочные инвестиции. "В течение следующих двух лет мы в любое время готовы продать свои акции", - подчеркнул он.
Чтобы увеличивать свой сбыт в Западной Европе, "ЮКОС" уже на прошедшей неделе приобрел 49% нефтепровода Transpetro, который связывает Словакию с Германией. Концерн израсходовал на это 74 млн. долларов. "Если у нас когда-нибудь будет достаточное количество клиентов в Германии, мы ежегодно заметно будем увеличивать объем поставок, который сейчас составляет 9 млн. тонн", - сообщил 38-летний Ходорковский. Он, обладая капталом в 2,7 млрд. долларов, входит в число самых богатых людей в России. Руководимый им концерн "ЮКОС" может похвалиться рыночной капитализацией в 13,5 млрд. долларов. Это обусловило большую популярность концерна также среди западных финансовых аналитиков, вызвав интерес к его акциям.
Ходорковский ищет новые рынки сбыта, так как запланированное повышение нефтедобычи ? "ЮКОС" хочет через пять лет обогнать крупнейшего российского производителя нефти, компанию "ЛУКойл" ? не может быть реализовано исключительно на внутреннем рынке. Поэтому решение российского правительства, принятое по согласованию с ОПЕК, о сокращении в первом квартале этого года ежесуточной нефтедобычи на 150 000 баррелей он считает "несчастным случаем".
"ЮКОС" заработал в 2000 году 3,6 млрд. евро. Ходорковский намекнул, что полученная в прошлом году прибыль составила примерно ту же сумму, так как спад цен на нефть был компенсирован увеличением ее добычи. "Ничего драматичного не произошло", - говорит глава "ЮКОСа".