Вчера министр обороны России Сергей Иванов заявил, что Москва не поддержит планы переноса войны с терроризмом в Ирак. Он предупредил администрацию Буша, чтобы она оставалась в рамках международного права, подразумевая, что новые удары по Ираку должны быть санкционированы ООН.
Хотя Россия считает войну, которая ведется в Афганистане под руководством США, законной, "любые действия государств и международных организаций против террористов, включая применение силы, должны основываться на нормах и принципах международного права", - заявил Иванов собравшимся в Мюнхене сотрудникам служб безопасности и экспертам из более чем 40 стран.
Явно намереваясь ослабить напряженность вокруг Ирака, премьер-министр России Михаил Касьянов заявил в субботу, что Москва с оптимизмом смотрит на перспективы заключения с Ираком соглашения, предусматривающего возвращение в эту страну экспертов ООН по вопросам вооружений.
Иванов выступил со своими комментариями на следующий день после того, как Китай предупредил администрацию, чтобы она не наносила ударов по странам, причастность которых к терактам 11 сентября явно не доказана.
Выступая вчера в Мюнхене, заместитель министра иностранных дел Китая Ван И подчеркнул, что возглавляемая США антитеррористическая кампания не должна "произвольно" расширяться.
Китай, как и Россия, поддержал американскую операцию в Афганистане, однако он сохраняет тесные связи с Ираком, Ираном и Северной Кореей. Как и Китай, Россия заявляет, что у нее нет доказательств, что эти страны поддерживают терроризм. Вашингтон утверждает обратное.
Заместитель министра обороны Пол Вулфовиц отреагировал на эти предупреждения, заявив, что США имеют право на защиту своей безопасности. "Я решительно не согласен с тем, что нам необходим мандат ООН для таких действий, - отметил он, имея в виду также и другие страны НАТО. - Мы подверглись нападению, а нападение на одного оправдывает действия по защите всех нас".
Однако Иванов и многие европейские союзники проводят резкое разграничение между ударами по Афганистану, оправданными соображениями самозащиты, и военными операциями против таких стран, как Ирак, Иран или Северная Корея.
Министр обороны Германии Рудольф Шарпинг заявил, что он выступает за политическую, а не военную стратегию в отношении Ирака. По его словам, проведение военной операции против Ирака было бы "ошибкой".
Даже Тони Блэр, премьер-министр Великобритании и ближайший союзник Вашингтона в войне с терроризмом, предостерег от любых военных ударов по Ираку, пока не будет убедительно доказана причастность Багдада к терактам 11 сентября.
По словам Вулфовица, его комментарии были призваны дать толчок дебатам среди союзников по поводу того, что делать с Ираком, Ираном и Северной Кореей; и он не имел в виду, что война неизбежна.
Иванов выразил сожаление в связи с тем, что он назвал дойными стандартами в позиции Запада, который с такой же решимостью не хочет осуждать экстремистов в Чечне, с какой он клеймит Усаму бен Ладена.
По его словам, точно так же, как США осуждают Ирак и Иран, Россия осуждает некоторых американских союзников, таких как Саудовская Аравия, за оказание помощи чеченцам. "Немногим на Западе нравятся наши торговые отношения со странами, которые вы называете государствами-изгоями, - подчеркнул Иванов. - Но нам тоже не нравится, что некоторые ваши союзники, такие как Саудовская Аравия или страна Персидского залива, финансируют деятельность террористических организаций".