Москва. В России сформировался самый динамичный рекламный рынок в мире: расходы на рекламу за прошлый год здесь выросли более чем на 50%, тогда как в остальных странах этот показатель либо стабилен, либо снижается.
Ситуация отражает оживление в экономике, ее рост в 2002 г. составил 4% благодаря высокой цене на нефть - основную позицию российского экспорта. В то время как повсюду в мире наблюдается рецессия, в России - рост стоимости обыкновенных акций, корпоративной прибыли и потребительских расходов; и деятели рекламного бизнеса спешат заработать на новом витке процветания. Такие города, как Москва, буквально заполнены рекламными щитами, неоновыми надписями и уличными растяжками, рекламирующими все - от машин до водки.
По данным Российской ассоциации рекламных агентств, расходы на рекламу в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом выросли на 51% , составив 2,68 млрд долл. Прирост расходов на телевизионную рекламу, в целом достигших 900 млн долл., еще выше - 76%.
Однако общий бюджет в этом секторе все еще невелик. Расходы на рекламу составляют в России 19 долл. на человека, тогда как в США - около 500. "Если говорить о долларах, Россия переживает сейчас самый быстрый рост рынка, - сказал Джонатан Барнард, аналитик ZenithOptimedia. - Однако расходы на рекламу составляют лишь 0,6% (совокупного внутреннего продукта), то есть половину того, что можно бы ожидать от развитой индустриальной страны".
И все-таки этот прирост впечатляет, особенно на фоне европейского упадка. По данным ZenithOptimedia, в Германии в прошлом году расходы на рекламу сократились на 5%, в Британии и Франции - на 1, и подросли на 1,3% в США. Российские специалисты предсказывают, что в России в текущем году рекламный рынок, подстегнутый политической кампанией перед предстоящими в декабре парламентскими выборами, вырастет еще на 50%, до 4 млрд долл. Прогноз ZenithOptimedia для России на этот год - прирост в 41%.
Важной особенностью этого скачка является возрастающее лидерство отечественных, российских фирм - их бюджет на рекламу уже можно сравнить с таковым у крупных международных компаний. Такие потребительские гиганты, как Procter & Gamble и Unilever, по-прежнему занимают видное место, однако, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, самый крупный рекламодатель в России - это Wimm-Bill-Dann, московская компания, производящая молочные продукты и соки. В прошлом году на долю российских компаний на рынке рекламы пришлось более 60%.
"Россия сейчас входит в десятку самых крупных рекламных рынков в Европе", - утверждает Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств.
Аналитики говорят, что еще одним фактором расцвета является популярность сравнительно дешевых рекламных щитов, установка которых не так строго регламентируется правилами, как на Западе. Евстафьев полагает, что треть их установлена в России нелегально. На придорожную рекламу приходится пятая часть всего российского рынка, тогда как средний показатель в мире - всего около 5%.
"Рекламные щиты популярны, потому что посылают простые сообщения, достаточные для того, чтобы запомнилась торговая марка, - комментирует аналитик ZenithOptimedia. - А это именно та стадия, на которой находится пока большинство российских компаний".