Похоже, роман Запада с Россией Владимира Путина подходит к концу. Американский посол в России говорит о "различии ценностей" у России и США. Представители Запада осуждают последние дипломатические шаги России в Грузии, Молдове и Украине. Госсекретарь Колин Пауэлл в статье, опубликованной в одной из российских газет в то время, как он встречался с президентом Путиным, пишет, что "ключевые аспекты гражданского общества - такие, например, как свобода СМИ и развитие политических партий, - еще не приобрели устойчивого и независимого характера".
Означает ли это, что на наших глазах завершается длившаяся 10 лет попытка интегрировать Россию в Запад?
Многие дают на этот вопрос пессимистический ответ из-за своей оценки Путина, как такового. Как сказал на прошлой неделе один из ведущих специалистов по России, "представление о Путине как о мягком авторитарном лидере стало почти общим местом, и это угрожает отношениям".
Теперь госсекретарь США дает российской газете интервью, в котором открыто говорит о проблемах, вызывающих беспокойство у Запада: "свободных, но нечестных" парламентских выборах, удаливших из парламента самые прозападные партии; постепенной ликвидации частной собственности на все национальные телеканалы; тоне российской реакции на критику извне политики в Чечне; методах, которыми государство ведет дело об уклонении от уплаты налогов против нефтяного магната и любимца Запада Михаила Ходорковского.
Однако любые промежуточные изменения в политике должны соответствовать политическим реалиям и структурным дилеммам в отношениях Запада с Россией.
Во-первых, Путин популярен во многом по тем же причинам, по которым непопулярны прозападные российские демократы. Путин получил страну, которая за время пребывания у власти прозападных демократов утратила направление и надежду, и восстановил и то и другое.
Путин взял на себя в России роль, подобную роли Шарля де Голля во Франции: человека, оттаскивающего свою страну от пропасти. Как и в случае де Голля, деятельность Путина пока производит впечатление на избирателей: выплаченные пенсии, возвращенные зарплаты, радикальная налоговая реформа, бюджетные излишки, активное торговое сальдо, превращение России из просителя в международного партнера.
Использует ли Путин свою уникальную политическую позицию для того, чтобы двигать Россию по направлению к демократии, отчасти будет зависеть от структурных проблем, которыми Запад настойчиво убеждает заняться или занимается сам. Это следующие проблемы.
Связь между демократией и одобрением. Как недавно признал в статье, опубликованной в The National Interest, один из самых резких критиков России Януш Бугайски, многие внешнеполитические шаги России, которые Запад сегодня осуждает, особенно в сфере экономики, были бы сочтены "целесообразными или выгодными", если бы Россия была демократическим государством.
В то время как Россия поднимается с колен, ее соседей, из-за тяжелых воспоминаний, тревожит поведение, которое в иной ситуации было бы вполне приемлемым. Если России суждено стать нормальным западным государством, она должна стать демократической.
Последствия ядерной стратегии США и расширения НАТО. США должны попытаться ослабить влияние спецслужб в московских политических кругах. Сегодня оно сильно: российские генералы всегда могут сказать, что 95% американского ядерного арсенала до сих пор нацелено на Россию.
Поэтому Вашингтон должен предложить Москве ликвидировать хотя бы по 50% из тысяч боеголовок, развернутых на каждой из сторон. При такой мере осталось бы достаточно ракет, чтобы уничтожить все крупные города в обеих странах, но она придала бы отношениям такое направление, при котором стали бы слышны более демократические голоса в российском силовом истеблишменте. Уменьшение количества ракет с ядерными боеголовками также смягчило бы отношение к устойчивому продвижению НАТО на восток.
Помощь промежуточным странам. В настоящий момент представляется маловероятным, что Грузия, Армения, Азербайджан, Украина, Молдова или Беларусь в ближайшие годы смогут вступить в Европейский союз. При этом США и другие западные страны яростно сопротивляются любым попыткам России организовать аналогичное экономическое пространство к востоку от ЕС. Будучи отрезанными от всех крупных рынков, некоторые из этих стран все глубже погружаются в нищету.
Необходимо так или иначе поощрять более тесные и необходимые экономические связи между странами бывшего СССР, не позволяя им становиться пешками Москвы. В противном случае мы превращаем эти страны в экономическую пустыню.
Упорство. Весной Путина почти наверняка переизберут, и вскоре после этого он направит Россию по такому курсу, который в ближайшие годы трудно будет изменить. Настало время особенно энергично помогать тем в России, кто борется за построение гражданского общества и укрепление демократии. Не время говорить о прекращении действия закона о поддержке свободы. Европа и Америка должны действовать совместно, сохраняя приток средств в эту сферу, чтобы не дать надежде умереть.
На данном историческом этапе ни у России, ни у США нет избытка друзей за границей. Никому не нужен еще один антагонист.
Имея дело с Россией, Вашингтону не следует проводить только политику публичной критики. Он должен разработать стратегию смены курса, которым сегодня движутся отношения с Россией.
Автор - президент фонда "Евразия", поддерживающего усилия по развитию гражданского общества и рыночной экономики в странах бывшего СССР.