Бутово - это одна из 36 деревень, которым приходится уступать под натиском разрастающейся российской столицы. Соответственно, власти хотят переселить местных жителей. Их предки пережили подобный произвол при Сталине, и они обороняются
Российский триколор, портрет хозяина Кремля Владимира Путина и православные иконы украшают дом и конек крыши Прокофьевых в патриархальном поселении Южного Бутова. Никто не станет утверждать, что дом по Богучарской улице на южной окраине Москвы - это лагерь оппозиции или, тем более, оплот антироссийских интриг. Патриотические признания в адрес церкви, Кремля и его хозяина оправдались: теперь вся Россия знает семью, которая успешно противостоит судебным приставам, пресловутому ОМОНу и бульдозерам. Прокофьевым, которые не состоят в родстве с известным композитором, угрожало принудительное выселение. На данный момент опасность миновала, недовольные муниципальные власти дали сигнал к отступлению. Кадры, на которых милиционеры избивали людей, вызвали у телезрителей ужас.
Причины раздоров - давние. Москва переживает бум и расползается по швам. Жилья и земель под застройку не хватает. Стоимость жилья ежегодно вырастает на 25%. В строительной отрасли крутятся огромные деньги. Ежедневно молох все глубже вгрызается в городские окрестности. Только узкое асфальтовое полотно отделяет новые жилые высотки от сельской идиллии Бутова. В общей сложности в Москве находится 36 подобных деревень, которые город собирается поглотить.
Елена Юмукова родилась в Липках, в деревне на западе Москвы. Уже несколько лет назад она отказалась от городской квартиры и купила дом на природе. Но вскоре его должны снести. Это стало сигналом к пробуждению, объясняет 40-летняя Елена. Она хочет объединить протестующих, говорит она, стоя у стены деревянного дома, увешанной телеграммами солидарности со всех концов страны.
Метрополии прожорливы, и Москва - не исключение. Однако российским гражданам особенно тяжело отстаивать свои права. Ненасытное чиновничество воплощает собой тип людей, о которых в народе говорят: "Воруй, но не зарывайся". Это относится и к ситуации в Бутово. Ведь у Прокофьевых не просто так отобрали имущество. Город предложил им кое-что взамен, однако предложенным они не могут быть довольны. Минимальная рыночная стоимость участка земли площадью 2800 квадратных метров - 150 тыс. долларов. Москва предложила вдвое меньше.
"Мы ходим тут по золотой земле", - говорит Виталий, который снабжает протестующих чаем. Собственники обратились в суд, и суд решил, что земля - это государственная собственность. Матери и сыну Прокофьевым была выделена однокомнатная квартира - 18 квадратных метров жилой площади, причем не на правах собственности. Семья не смогла предъявить никаких документов на земельный участок.
В 30-х годах ХХ века диктатор Сталин отдал распоряжение о принудительном переселении в Бутово. Коммунистическая правовая система не знала такого понятия, как собственность на землю. Дома считались частной собственностью, но не земля, на которой они стояли. С тех пор законодательство поменялось, тем не менее власти отказываются применять новые законы.
"Кто 15 лет живет на земельном участке, имеет право на его приватизацию", - объясняет депутат Мосгордумы Евгений Волков, и при этом не важно, есть у него соответствующие бумаги или нет. "Вот парадокс, мне, коммунисту приходится отстаивать право собственности", - говорит Волков, который каждый день появляется у Прокофьевых вместе со свежим номером партийной газеты "Советская Россия". Лишь немногим москвичам удалось обзавестись документами, подтверждающими их право собственности на землю.
Соседи, несмотря на отмену боевой тревоги, продолжают денно и нощно дежурить у дома Прокофьевых. Сочувствующие москвичи и жители Подмосковья разбили под деревьями палатки. "Мы не дадим себя выгнать", - говорит сотрудник спецслужб Максим Трифанов. Коренной бутовец заявляет: если придется сойтись лицом к лицу, он будет противостоять своим сослуживцам.
Кремль не приветствует гражданские протесты. Тем удивительнее, что выхолощенное государственное телевидение сообщает о событиях в Бутове без всякой цензуры. Наблюдатели видят здесь интригу: Кремль хочет расколоть клан московского мэра Юрия Лужкова и дорваться до его пирога. Ясно одно: переселяемые бутовцы - это простые пешки. "Индейцы, которых ждет резервация", - как выразился один из местных жителей.