Есть поезд, который соединяет Тибет с внешним миром - и позволяет Китаю осуществлять над ним более жесткий контроль
Когда поезд поднимался по направлению к самому высокому железнодорожному пути на земле, начали происходить странные вещи.
Чернила вытекли из ручек. Вакуумные упаковки с орешками и чипсами открылись. Ноутбуки начали ломаться, а MP3-плееры перестали работать. Пассажиры почувствовали тошноту, некоторые потянулись за кислородными масками.
Однако мало кто из 500 пассажиров поезда жаловался. Если бы не дорожное недомогание, то это было настолько близко к раю, насколько возможно. Мы ехали на первом пассажирском поезде, преодолевающем 4 тыс. км от Пекина до древней столицы Тибета Лхасы по самой крыше мира.
Когда поезд T27 с 19 вагонами делал крутые повороты, Ивор Уорбартон с трудом сдерживал возбуждение. "Это больше, чем я мог и мечтать!"
За плотно закрытыми окнами, защищенными фильтрами ультрафиолетового излучения, разбегаются косматые яки, напуганные поездом, редкие антилопы пасутся на лугах, заснеженные вершины сверкают в лучах солнца, а толстые сурки прячутся по норам.
Это путешествие стало возможным благодаря тому, что глава Китая Ху Цзиньтао назвал "чудом" инженерной техники.
Это строительство потребовало 30 тысяч рабочих, пять лет и более 2,3 млрд фунтов.
Официальный Пекин считает это свидетельством успеха экономической реформы в стране и ее подъема в качестве мировой державы. Контролируемые государством газеты напечатали фотографии деревенских жителей, приветствующих проезжающий поезд, а по телевидению показали Ху Цзиньтао, поздравляющего рабочих с завершением строительства.
Однако эта железная дорога одновременно представляет собой политическое заявление. Она цементирует власть Пекина над Тибетом спустя 56 лет после вступления китайской армии в удаленную гималайскую "крепость".
До этого путешествие из Пекина в Тибет могло занять несколько дней, а то и недель. Сейчас туда можно добраться за 48 часов меньше чем за 25 фунтов, если вы готовы всю дорогу сидеть, выпрямившись на жестком сидении.
В Тибете существует опасение, что эта железная дорога разрушит вековое уединение Тибета и уничтожит его уникальную культуру.
Далай-лама сказал: "Имеет место культурный геноцид. Железнодорожное сообщение очень полезно для развития, но не в том случае, когда политические мотивы могут привести к демографическим изменениям".