Перед саммитом "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге Москва пытается улучшить свой имидж
Почти за две недели до начала саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, на котором будет председательствовать президент Владимир Путин, кремлевская команда интенсивно работает над созданием дружеской атмосферы. Озабоченные критическим тоном представителей западных стран в отношении политического стиля Путина, пиарщики российской верхушки беспокоятся о правильном освещении вопросов демократии, свободы прессы и роли религии.
Они с радостью восприняли инициативу Алексия II, главы Русской православной церкви, об организации всемирного саммита религиозных лидеров. В понедельник в российскую столицу прибыли более 200 ведущих представителей христианства, иудаизма, ислама и буддизма из 40 стран, чтобы в течение трех дней обсудить проблемы нашего мира и роль религии. Предполагается, что дискуссия закончится принятием обращения к участникам саммита "большой восьмерки".
До сих пор встречи такого количества высокопоставленных духовных лиц различных конфессий были редкостью. Даже Ватикан, отношения которого с РПЦ, как известно, достаточно сложны, направил в Москву самую большую делегацию кардиналов из всех, которые когда-либо видела российская столица. Во встрече также принимает участие председатель совета Евангелической церкви Германии епископ Вольфганг Хубер.
Тем не менее над встречей витает легкий советский дух, который напоминает о Всемирном конгрессе миролюбивых сил, созванном советским руководством в 1973 году. Тогда речь тоже шла об имидже, и в обоих случаях приглашения получили лишь избранные. На религиозный саммит не были приглашены ни Папа Бенедикт XVI, ни Далай-лама. В стороне после убийства четырех российских дипломатов оказались и мусульманские лидеры Ирака.
Президент Путин, который должен выступить перед религиозными иерархами, уже в конце прошлой недели на съезде кремлевской партии "Единая Россия" озаботился спорными демократическими обычаями страны. Он встал на защиту немногочисленной оппозиции, потребовав, чтобы у нее тоже была "трибуна для выражения своего мнения". Ведь "только в споре, только в дискуссии можно найти оптимальный путь развития государства, страны и экономики", сказал Путин.
Но оппозиция не воодушевилась - она хорошо знает, какая пропасть лежит порой между словом и делом. Не стоит сразу хлопать в ладоши, считает Никита Белых, председатель либерального Союза правых сил. Очевидно, в тот момент у него в ушах еще звучали слова, сказанные главным политическим советником Путина Владиславом Сурковым, который на прошлой неделе заявил, что редкое появление оппозиции на телеэкране - это "дело вкуса телеканалов". Олег Добродеев, глава государственного медиа-холдинга ВГТРК, со своей стороны, уверяет, что оппозиция получает место в информационных передачах, соответствующее ее месту в политической жизни. А оно "очень и очень мало".
Если все же возникает опасность, что оппозиционное мероприятие будет иметь сколько-нибудь значительный размах, кремлевская команда принимает решительные меры. Присутствие иностранцев на созываемой экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и бывшим советником Путина по экономическим вопросам Андреем Илларионовым конференции "Другая Россия", намеченной на 11 и 12 июня, нежелательно. Если же в ней примут участие высокопоставленные официальное лица, то это будет расценено как "недружелюбный жест", сказал корреспонденту немецкой газеты FTD представитель Кремля Игорь Шувалов.