Голос австрийского канцлера Альфреда Гузенбауэра буквально сочился сарказмом, когда он говорил о катке, который Россия упомянула в заявке Сочи на роль столицы зимней Олимпиады 2014 года.
"Это хороший символ того, как наши российские друзья относятся к окружающей среде - она создадут каток там, где температура почти 30 градусов, - заявил Гузенбауэр Chicago Tribune во вторник днем в Гватемала-Сити. - Уже сейчас можно понять, как они будут обращаться с природой Сочи".
Столь жесткие заявления редко звучат открыто в ходе обсуждения кандидатов. Обычно насмешки друг над другом звучат неофициально или же кандидаты тайно распространяют критические материалы о городах-конкурентах.
Очевидно, Гузенбауэр решил, что у кандидата от его страны - Зальцбурга - мало шансов, и Австрии нет смысла придерживаться политкорректности в излишне политизированной борьбе. Про голосование о месте проведения Олимпиады-2014, которое должно состояться в среду, он говорит едва ли не как про конец света. "Это битва за будущее олимпийского движения".
Подобные мысли могут найти поддержку у членов Международного олимпийского комитета, которые полагают, что кампании, развернутые двумя другими финалистами, российским Сочи и южнокорейским Пхенчханом, чересчур масштабны.
МОК называет заботу об окружающей среде одним из "основополагающих принципов" олимпийского движения. Гузенбауэр считает, что при выборе города, который примет Олимпиаду-2014, были нарушены и другие олимпийские принципы.
"Многие члены МОК крайне обеспокоены тем, как проходит данная кампания, - рассказал канцлер, успевший после своего приезда в субботу пообщаться с четырьмя десятками членами комитета из 111. - У некоторых сложилось впечатление, что это аукцион".
"Многим не нравится попытка меряться экономическими и политическими силами. Это может оказаться на пользу Зальцбургу, который попросту не участвует в подобном аукционе".
Представители Зальцбурга потратили на свою кампанию 13 млн долларов. Для сравнения, Сочи официально оценил свои затраты в 30 млн долларов, а Пхенчхан - в 32,5 млн. Информированные лица сообщают, что Корея и Россия потратили более 40 млн долларов.
Коммерческий директор МОК, норвежец Герхард Хайнберг, в понедельник заявил агентству Association Press, что, по его мнению, на борьбу за зимнюю Олимпиаду уходит слишком много денег. Во вторник он добавил: "Я хочу обсудить данный вопрос по окончании нынешнего голосования. Нужно пересмотреть соответствующие правила".
На вопрос о том, много ли денег тратится впустую, Хайберг ответил: "Я бы не сказал, что впустую".
Изменения в порядке проведения кампании за право принять Олимпиаду и в количестве затрачиваемых средств может сказаться на том, как будет проходить борьба Чикаго за летние Олимпийские игры 2016 года. Представители Чикаго заявили, что им уже удалось собрать 32 млн долларов в деньгах и услугах и они стремятся изыскать еще несколько миллионов.
После скандала с покупкой голосов, который разгорелся вокруг зимней Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити, членам МОК было запрещено посещать города-кандидаты. Это позволило кандидатам сэкономить значительные средства, необходимые для организации приема более 100 членов комитета и их семей.
Однако сэкономленные средства ушли на огромные затраты в области связей с общественностью, которым сейчас уделяют все внимание города-кандидаты.
"Массивная реклама на CNN и в газетах должна была обойтись весьма дорого", - уверен член МОК Джон Котс из Австралии.
Ставки столь высоки, что лидеры всех трех стран - Гузенбауэр, российский президент Владимир Путин и южнокорейский лидер Но Му Хен - прибыли в Гватемалу, чтобы привлечь на свою сторону МОК, а в среду принять участие в часовой презентации, которую проведет каждый из городов. Присутствие главы государства стало почти обязательным с тех пор, как британский премьер-министр Тони Блэр помог Лондону обойти Париж и стать столицей летней Олимпиады-2012.
Тайное голосование состоится сразу после презентации. Если ни один из городов не получит преимущества в пять голосов, то город, занявший последнее место, будет исключен из списка, после чего состоится новое голосование.
Зальцбург первым выпал из списка трех городов-финалистов, претендовавших на Олимпиаду-2010 - тогда он получил лишь 16 из 107 голосов. Тогда же в решающем голосовании Пхенчхан уступил Ванкуверу три голоса.
Почти половина членов МОК, участвующих в голосовании, - представители относительно небольших стран, имеющих слабое отношение к зимним видам спорта. Гузенбауэр считает, что, если МОК отвергнет заявку Зальцбурга и предпочтет стране с населением в 8,1 млн города из более крупных стран (в Южной Корее 49 млн жителей, в России - 141 млн), более влиятельных экономически, это может стать ударом для всех малых стран.
"Если зимние Игры достаются лишь большим странам, то какой же будет роль небольших государств в олимпийском движении? - задается вопросом канцлер. - Зимние игры всегда давали малым странам возможность внести в него свой вклад ".
Представитель Италии в МОК Марио Песканте, чья родина приняла Олимпиду-2006 в Турине, считает, что все три города-кандидата имеют "очень разный характер".
"Зальцбург - традиционное место для зимних видов спорта, все необходимые сооружения там имеются, и это понравится консервативным членам МОК, - объясняет он. - Сочи же может сыграть важную роль в развитии зимних видов спорта в России, а Пхенчхан - в развитии зимних видов спорта в Азии".
Пхенчхан также отстаивает идею о том, что право принять Олимпиаду будет способствовать воссоединению двух Корей. Однако Песканте так не думает: "Подобные словам мне кажутся некоторым преувеличением".