"Российские фирмы озабочены тем, чтобы сохранить позиции хотя бы внутри страны. Не многие предприятия проявляют интерес к зарубежным рынкам. С наступлением кризиса отчетливо проявилось отставание", - пишет Die Presse, ссылаясь на исследование, проведенное "Сбербанком".
Свыше двух третей из 700 предприятий, принявших участие в опросе, оценивают эффективность своих капиталовложений как посредственную или плохую. "За последние пять лет лишь каждое четвертое предприятие осуществило полномасштабную модернизацию, 30% делали это в последний раз в советское время", - сообщает издание. В течение следующих трех лет 60% собираются делать капиталовложения в основные фонды. Однако, как подчеркивает автор публикации Эдуард Шнайдер, ссылаясь на российские "Ведомости", подобная "замена станков" не означает переход к технологически новой производственной цепочке и поэтому еще не является модернизацией.
По мнению обозревателя, препятствиями для модернизации являются "быстро растущие тарифы, налоги и недостаточно квалифицированный персонал". Поэтому для индустрии, как и прежде, речь идет лишь о том, чтобы удержать внутренний рынок, что удается, пока население бедное, сообщает издание со ссылкой на Сергея Цухло, экономиста московского Института Гайдара. Согласно опросу "Сбербанка", мало у кого есть желание выходить на зарубежные рынки.
Тем не менее, приводит издание мнение Сергея Гуриева, ректора Российской экономической школы, Россия в принципе обладает потенциалом для перехода к инновационной экономике. Однако отдаленность государства от потребностей реального сектора экономики и закрытая система не привлекают в страну ни ноу-хау, ни специалистов, подытоживает газета.