Эксперты твердят, что настал час упадка Америки, что XXI век будет принадлежать какой-то другой стране, замечает на страницах The Wall Street Journal Уолтер Расселл Мид, профессор Бард-Колледжа. "Парализованный внутренними долгами, истерзанный последствиями финансового кризиса, обескровленный долгими войнами на Ближнем Востоке, американский Атлант больше не в силах держать небо. Как Великобритания до нас, Америка направляется в дом престарелых для отставных мировых держав", - излагает он эту точку зрения.
"Но эта болтовня, вошедшая в моду, - полное заблуждение", - заявляет автор. Да, у США колоссальные проблемы, а нынешнему мироустройству бросают вызов новые державы.
"Но США уникальны не своими проблемами. Сегодня всякая крупная страна столкнулась с экстраординарными вызовами", - пишет автор. На его взгляд, США лучше всех приспособлены для того, чтобы извлечь выгоду из шансов XXI века и противостоять его угрозам.
По поводу прогноза, что Китай вскоре бросит вызов американскому господству в мире, автор пишет, что параллели с началом ХХ века неуместны. "В 1910 году Германия была крепнущей державой в окружении упадка: Франция, Россия, Оттоманская империя и Австро-Венгерская империя год от года слабели", - полагает он. Напротив, в современной Азии на подъеме не только Китай, но и Индия, а Вьетнам, Южная Корея, Тайвань, Индонезия и Австралия бурно развиваются и не собираются попадать под влияние Китая. Азия - многополярный регион, который не сможет контролировать ни одно государство в одиночку. "Это полностью отвечает интересам США. США не заинтересованы ни во власти над Азией, ни в помехах экономическому росту, который идет на благо всему Тихоокеанскому бассейну, в том числе нашей его части", - пишет автор.
По мнению автора, других реальных соперников у США в мире нет: "Даже европейцы перестали толковать о ЕС как о крепнущей сверхдержаве". Столкновение западной и исламской цивилизаций автор считает крайне маловероятным, а у России "демографический спад и плохие экономические перспективы (не говоря уже о ее обеспокоенности исламистским радикализмом и усилением Китая)".
В мире идей американская идеология тоже является всемирной для XXI века, считает автор. Фашизм мертв, как и Франко. Коммунистическая идеология теплится в Северной Корее и еще кое-где, но не возрождается, исламизм в ходе "арабской весны" занимает маргинальное положение. "Мечта сплотить Южную Америку в великий антикапиталистический, антиамериканский блок столь же мертва, как Че Гевара", - пишет Мид.
Но главное, что на Америку работает глубокая тенденция мирового развития - ускорение перемен во всех аспектах человеческой жизни. "Научные и технические революции дают толчок экономическим, социальным и политическим потрясениям. Промышленность мигрирует по миру в молниеносном - и ускоряющемся - темпе. Сотни миллионов человек с беспрецедентной скоростью переселяются в города. Средства связи ежегодно дешевеют, а их спектр расширяется", - повествует автор. Женщины требуют равноправия, граждане восстают против монархов. Каждая фирма, каждая семья должны научиться выживать.
На взгляд автора, эта тенденция будет только нарастать: XIX век был беспокойнее XVIII-го, XX-й - беспокойнее XIX-го и т.д. "Все почувствуют стресс, но США лучше всех приспособлены для того, чтобы оседлать волну перемен", - пишет автор. "Пускай Бразилия - страна будущего, но Америка - его родина", - заключает он и поздравляет читателей с 4 июля.