Издание The New York Times рассказывает о роли Ксении Собчак в сегодняшней России.
"Это был День России, праздничный день, который с момента распада Советского Союза отмечает рождение новой, свободной России. Еще не было 8 утра, когда восемь человек, среди которых были вооруженные, тихо проникли в фешенебельное многоквартирное здание в центре Москвы", - сообщается в статье. Ксения Собчак открыла дверь в пеньюаре. Шесть часов сотрудники Следственного комитета переворачивали ее квартиру вверх дном, отмечает автор. В сейфе чиновники нашли около миллиона евро и полмиллиона долларов в дюжине конвертов. "Неважно, тюрьма это или изгнание, они хотят заткнуть меня", - говорит Собчак. В это июньское утро квартиры других лидеров оппозиции также были обысканы следователями, напоминает автор. Однако Собчак стоит особняком - мало кто из россиян лучше, чем она, олицетворяет состояние страны сегодня, пишет издание. "У нее есть деньги и 470 тыс. читателей в "Твиттере". Она ставит оба ресурса на кон в борьбе за, как она говорит, лучшую жизнь", - подчеркивает автор статьи Эндрю Мейер.
"Начиная с осени, когда она удивила почти всех в России и вступила в ряды оппозиции, Собчак была одним из самых видных оппозиционных деятелей. Она использовала любую платформу - радио, телевидение, интернет, прессу или быстрорастущие в России сети социальных медиа, - чтобы призвать положить конец российским напастям: правлению Путина, полицейскому государству, отсутствию свободной прессы", - отмечает автор. "Она выступала на митингах, следила за фальсификациями на избирательных участках, летала на юг страны с сотней москвичей для поддержки регионального лидера, снабжала протестный лагерь в столице туалетами и поддерживала панк-группу, которая в масках штурмовала крупнейший собор в Москве. Она была арестована в ходе протестной акции и провела некоторое время в тюрьме. Однако она продолжает давление, рискуя своей прибыльной карьерой ради демократического развития родины", - рассказывает автор.
Собчак хорошо знает, как выглядят пытки Кремля, пишет автор. Она помнит, как Ельцин вел кампанию против ее отца Анатолия Собчака. В феврале 2000 года ее отец умер от сердечного приступа. Для нее причина смерти была ясна: стресс, вызванный преследованиями Кремля. "Это был конец моей первой жизни", - говорит Ксения сегодня.
В прошлом году ее доход, согласно Forbes, составил 2,8 млн долларов. Ее коммерческая империя включала линию одежды, колонки в журналах, долю в компании мобильной связи, духи, радио-шоу и совладение шикарным рестораном, пишет издание. Она вела огромное количество шоу на телевидении - от "Топ-модели по-русски" и "Дома-2" до собственных политических ток-шоу "ГосДеп" и "Собчак живьем" на телеканале "Дождь". "Это похоже на хаос, но впервые в жизни я чувствую некую гармонию", - говорит она. Эта "новая жизнь", по словам Собчак, началась после того, как в октябре Путин и Медведев объявили о политической рокировке. По словам Собчак, для нее это была точка невозврата. "Любой, кто меня знает, понимает: я не могу держать рот на замке".
Для многих Собчак остается ребенком советского чиновника, распутницей, перенявшей у Запада все худшее. "Оппозиция в России долгое время была царством элиты. В советские времена среди диссидентов были ученые, писатели, поэты, священники. Даже в эру Путина диссиденты до недавнего времени в основном состояли из яростных борцов за права человека и сторонников судебных реформ", - замечает автор. Многие оппозиционеры утверждали, что Собчак не заслужила места на сцене. В декабре ее выступление практически потонуло в свисте. В марте свистевших было меньше, пишет автор. "Я понимаю их страх. Собчак может бросить тень на имидж оппозиции. Они, возможно, правы. Но я не могу изменить сделанного, не могу изменить биографию", - говорит Собчак.
Антон Носик, один из ведущих российских блоггеров, предупреждает, что не нужно недооценивать Собчак. "То, что она делает, может оказаться более важным, чем работа любого другого оппозиционера. У Путина есть стоящие за ним кремлевские силы. Но у нее есть кто-то, кого нет у него: фанаты". "Никто не использует арсенал интернета так эффективно, как Собчак. Она сделала серию роликов, пародирующих кремлевскую предвыборную кампанию, в которой участвовали актеры и деятели культуры. В одном из роликов Собчак, запинаясь, как заложник, восхваляла кандидата, который так много сделал для России, не называя имени Путина. На Youtube ее ролик посмотрели более 2 млн раз", - сообщает автор.
Павел Гусев, главный редактор "Московского Комсомольца", чья газета следила за подвигами Собчак, говорит: "Она была не просто светской львицей, у нее был ужасный имидж. Однако она вовремя поняла, что ей нужно его сменить". По мнению Гусева, последняя перемена в жизни Собчак может стать самой авантюрной. "Оппозиция живет в виртуальном мире. Ксения и ее революционные друзья забыли одну вещь: Путин живет в этом мире, и он не уйдет", - отмечает журналист.
После обыска у Ксении был такой же взгляд, как на похоронах отца: уязвимый, шокированный, подчеркивает автор. "Я не политик. По крайней мере пока", - повторяет она. Дважды ее вызывали на допрос, она наняла для защиты известного адвоката Генри Резника. После обыска ее уволили из программ "Дом-2" и "Топ-модель по-русски". Ксения говорит, что Кремль хочет разжечь классовую войну, конфискуя у нее деньги. "Опорочьте меня как-нибудь по-другому, обещаю, ради мира в моей стране я вам дам еще массу других поводов", - пишет она в "Комсомольской правде".