Натолкнувшись на сопротивление Москвы, возражения со стороны союзников по НАТО и оппозицию со стороны демократов, которые должны взять под контроль сенат, администрация Буша встала перед необходимостью пересмотреть свои планы ПРО и сократить их масштабы до реального уровня. Амбициозные системы, о которых говорили советники Буша, сейчас недостижимы как в техническом, так и политическом плане. Цепляться за эти планы - значит лишь нанести ущерб американским интересам и задержать разработку более скромных и осуществимых систем ПРО, которые могли бы укрепить безопасность США.
Создаваемые сейчас Северной Кореей, Ираком и Ираном ракеты большой дальности представляют реальную угрозу безопасности страны. Пентагону следовало бы направить все усилия на развертывание такой ПРО, которая могла бы отразить эту специфическую угрозу. Существует вероятность, что такая система, преследующая подобные ограниченные цели, окажется приемлемой для России и европейских союзников Америки; кроме того, если она будет испытана и окажется технически осуществимой, то у нее есть шанс получить финансовую поддержку со стороны конгресса.
Тысячи российских МБР могут легко прорвать оборонительный щит, который могут сейчас создать США. Больше всего Москву беспокоит следующее: если будут сняты ограничения, предусмотренные Договором по ПРО от 1972 года, Америка сможет однажды разработать более современные технологии, которые снизят эффективность российских РВСН и сделают Россию уязвимой от нападения. Было бы нереально надеяться, что Москва на это согласится. Однако Кремль дал понять, что может согласиться на создание Америкой более ограниченной системы ПРО, связанной взаимными ограничениями.
Администрация Буша, видимо, признает, что соглашение с Россией по ПРО поможет развеять опасения, имеющиеся у европейских союзников и конгресса. В последние недели Вашингтон выступил с конструктивными предложениями о сотрудничестве с Москвой в вопросах, касающихся строительства РЛС раннего обнаружения и тактических ПРО. Однако администрации США пока не удалось развеять главные опасения России.
Еще вполне достаточно времени для дальнейших дипломатических контактов с Москвой в данном вопросе, прежде чем будет создана какая-либо система ПРО. Демократ от штата Мичиган Карл Левин, который вскоре должен стать председателем сенатского комитета по делам вооруженных сил, справедливо заметил, что какие бы технологии ни решил использовать Пентагон, они должны быть тщательно испытаны и должны продемонстрировать свою надежность, прежде чем на создание системы ПРО будут выделены деньги. Однако некоторое увеличение финансирования в ближайшие несколько лет может быть оправдано активизацией исследований и испытаний.
Это должно позволить Пентагону разработать системы морского базирования, предназначенные для уничтожения ракет сразу после их запуска, а также внести необходимые коррективы в создание систем наземного базирования, предназначенных для перехвата боеголовок противника в середине траектории. Обе технологии обещают принести успех. Но ни одна из них пока еще не доработана, чтобы можно было бы создать систему в течении ближайших нескольких лет и тем самым нарушить Договор по ПРО. Перехватчики космического базирования - плохая идея. Поскольку Америка имеет самое большое количество спутников разведки и связи, она больше всех проиграет в случае потенциальных боевых действий в космосе.
Время, необходимое для дальнейших испытаний, следует использовать, чтобы попытаться договориться с Москвой. Администрация должна также продолжить консультации с союзниками по НАТО и начать серьезный диалог с Китаем. Вполне естественно, что Пекин опасается, что американский противоракетный щит может подорвать эффективность их небольших ракетных сил и вынудить его создать намного большее количество ракет большой дальности.
Желательно, чтобы новая система ПРО была технически надежной и имела бы узко ограниченные цели; тогда она имеет шансы быть построенной. Для ее создания администрация Буша должна отказаться от чрезмерных ожиданий, занявшись тщательными испытаниями и терпеливой дипломатией.