Жизнь в Академгородке
Россия - цитадель информационных технологий. Этим пользуются те иностранные предприниматели, которые отваживаются там работать
Идет дождь. Такси едет по проспекту Лаврентьева, главной улице Академгородка. "Слева от вас институт ядерной физики, справа - институт биохимии", - поясняет таксист. О том, чтобы что-то увидеть, не может быть и речи. Высокие деревья практически полностью заслоняют собой массивные здания и не дают рассмотреть город, который был построен в конце пятидесятых на голом месте специально для ученых. Это были годы холодной войны. Силы собирались в кулак. Вдали от центра - три с половиной часа лета от Москвы в восточном направлении и тридцать километров от Новосибирска - это было наиболее удобно.
С распадом Советского Союза наука стала испытывать сильнейшую нехватку денег, многие ученые из числа ста двадцати тысячного населения научного городка уехали. Те же, кто остался, потеряли свои привилегии. Но первое впечатление бывает обманчивым. Вдоль бесконечно длинных изогнутых переулков Академгородка стоят двадцать институтов, где по-прежнему работают ученые, каждый - корифей в своей области, которые публикуют свои труды в авторитетнейших научных изданиях мирового значения.
Встречи иного рода
Если по лестнице, погруженной в темноту, подняться еще на пару ступеней, то вдруг окажешься в скромном помещении, покрашенном белой краской. Тут обитает совершенно другой тип людей: немногословные программисты в возрасте от 18 до 25 лет, которые обслуживают примерно пятьдесят фирм. Они состоят на жаловании у IBM и Sun, но работают также на немецких предпринимателей.
"Это замечательные люди", - говорит Адриан Пфистер, возглавляющий фирму "Auktion24.ru GmbH", у которого сейчас над различными проектами трудится шестьдесят человек. Программисты, каждый, как минимум, с одним высшим образованием, работают в том числе на швейцарский справочно-информационный портал wetellyou.com, поддерживают швейцарскую часть портала Ricardo.de. В сентябре Ricardo.ch будет интегрирован в общеевропейскую ассоциацию, объединяющую 13 национальных сайтов. "Мы сейчас как раз находимся на стадии разработки дизайна и файловой структуры в соответствии с полученным заданием", - говорит Адриан Пфистер, который с ноября 1999 года, живя в Академгородке, осуществляет связь между Германией и Швейцарией. "Я смотрю за оптимальным использованием ресурсов и являюсь "переводчиком" в культурной сфере, - рассказывает 29-летний швейцарец, - к примеру, что касается дизайна. Русские предпочитают более меланхоличный, поэтому мне приходится их иногда чуть-чуть подправлять".
Насмешки над "бизнесменом"
По узкой тропинке, проложенной меж высоких деревьев, можно попасть в офис Владимира Березнева. Он - заместитель директора математического института, из стен которого вышла большая часть программистов Академгородка. "Мы осознали, что должны несколько отойти от своих принципов, чтобы зарабатывать деньги", - рассказывает Владимир Березнев, сидя в переговорной комнате, выдержанной в розовых тонах. Менее удачливые коллеги пренебрежительно называют его "бизнесменом". Но это его не трогает. "Мы одним выстрелом убиваем сразу несколько зайцев, - со смехом рассказывает математик, - институт получает финансовую поддержку, а предприятия - высококвалифицированный персонал, хорошие люди остаются в регионе, сохраняется научный потенциал".
Институт компьютерных технологий пошел по тому же пути. Фирма "Auktion24 Development GmbH" в скором времени подключится и к этой программе. "Здесь, в институте компьютерных технологий, нам предоставляют столько места, сколько нам нужно. А также предлагают специалистов и оборудование", радуется Адриан Пфистер.
Сейчас гораздо меньше молодых людей собирается заниматься "чистой" наукой. "Наши нынешние выпускники становятся банкирами или программистами", - говорит Березнев. Неудивительно, ведь наука отбирает много сил, но не обеспечивает материально. Профессорский оклад - 150 долларов в месяц, а программирование дает возможность молодежи заработать гораздо больше. Молодые квалифицированные программисты получают по 1400 долларов.
Один из тех, кто зарабатывает много, это 22-летний Александр Караханов, который работает на небольшую швейцарскую фирму XIAG AG. "Конечно, я получаю гораздо больше моего отца, который издает газету в институте гидродинамики". Но в доме проблем из-за этого не возникает. "Мой отец гордится моими успехами!", - говорит он. Александр Караханов не хочет никуда уезжать. Здесь его родина. "У меня интересная работа, я хорошо зарабатываю, моя семья здесь", - объясняет он.
Но некоторые пребывают в раздумьях, например, Сергей Лукичев. Его семья живет в Казахстане. "У меня маленькая сестренка, - рассказывает он, - и я хочу, чтобы она получила хорошее образование, может быть, в Америке. А может, и в Новосибирске". Но сейчас, при падении интереса к интернету в США, русским программистам, имеющим тягу к странствиям, трудно найти работу в стране неограниченных возможностей.
Другие из живущих в Академгородке надеются, что пресыщенность интернетом в США поможет становлению компаний в собственной стране. "Кризис в США идет нам на пользу", - говорит Алексей Алексеев, помощник руководителя SibIT, недавно образованного объединения десяти небольших оффшорных компаний, специализирующихся на программировании. "Сибирь имеет провинциальный имидж, - продолжает он, - поэтому мы объединились в SibIT, чтобы, объединив усилия, расширять нашу деятельность. С диктатом биржевиков уже покончено, и деньги идут туда, где лучше условия по совокупности показателей "цена + качество". В Академгородок".