Принятое на прошлой неделе решение о снятии Рема Вяхирева с поста председателя правления ?Газпрома? все еще кажется нереально хорошей новостью, несмотря на возможность того, что Вяхирев станет председателем совета директоров газового гиганта. По всей видимости, доказательства злоупотреблений и должностных преступлений накапливались с такой скоростью, что даже упрямый Кремль не смог их проигнорировать.
Мы не намерены извиняться за большое количество статей о ?Газпроме? и его руководстве. Эту компанию совершенно справедливо называют ?государством в государстве?. Она производит около 25% всего мирового природного газа и владеет примерно четвертью мировых запасов газа. ?Газпром? - это 7% российской экономики. Он пользуется огромным и постоянно укрепляющимся влиянием на территории бывшего Советского Союза и даже в Западной Европе.
Более того, 38% акций компании принадлежат государству, выбирающему 5 из одиннадцати членов совета директоров. В результате Кремль имеет возможность превратить эту компанию в эталон для постсоветской экономики и показать другим компаниям, что такое высокое качество корпоративного управления и настоящая прозрачность. На самом деле Кремль просто обязан это сделать.
Теперь ельцинского назначенца сменил человек Путина Алексей Миллер. Страна хочет знать, как он будет руководить компанией. Уделять слишком большое внимание первым заявлениям Миллера было бы неверно, но мы естественно ожидаем, что его планы в отношении ?Газпрома? идут дальше слов о том, что в 2010 г. он хочет повысить объемы производства на 10%-15%.
Кроме того Миллеру придется разбираться с огромными долгами газового гиганта, объем которых превышает $10 млрд. Он должен объяснить, почему в 2000 г. компания отрапортовала от прибылях в размере всего лишь $2,2 млрд, поставляя 23% потребляемого Европой газа. Он должен сравнить эти прибыли с цифрами, которые называет член совета директоров ?Газпрома? Борис Федоров, утверждающий, что в результате неправильного управления и должностных преступлений компания ежегодно теряет свыше $2 млрд.
Миллер обязан отказаться от посторонних видов бизнеса, в которых принимает участие ?Газпром?, в том числе сомнительных банковских учреждений, гостиниц и ?Газпром-Медиа?. Он должен укрепить доверие акционеров и инвесторов, повысив стандарты корпоративной прозрачности до международного уровня.
В конце концов, российские частные компании не начнут работать чисто, пока предприятия, находящиеся под контролем государства - такие, как ?Газпром? - управляются, как коррумпированные феодальные поместья.