Жизнь в учебных лагерях - тяжелая. Непродолжительный сон, молитвы и изнуряющие учения. Учат стрелять из всех видов оружия: Калашников, пистолеты, гранатомет, зенитные ракеты. Здесь обучают тому, как собрать взрывное устройство из материалов, купленных в магазине, как бесшумно "убрать" человека - руками или ножом. Дневной рацион мизерный, проживание в лачугах. Многие живут в палатках, разбитых вокруг кирпичного здания, - это зал собраний. Здесь собираются для молитв, для прослушивания проповедей и просмотра пропагандистских видеокассет.
В лагерях бывают и такие, кто не выдерживает и просит вернуть его домой. Европейцы, привыкшие к удобствам, страдают больше всех. Египтяне, представленные в руководстве "Аль-Каиды", притесняют других выходцев из Северной Африки, постоянно назначая их в наряды и заставляя вкалывать. Но большинство терпит. Не пасуют даже перед наказаниями.
Если ты совершил ошибку, рассказывает один из испытавших наказание на себе, приходится бегом подниматься в гору с контейнером, наполненным водой. В противном случае придется бегать по раскаленному песку. Если проступок тяжелый, то к рукам привязывают бревно и избивают резиновыми трубами. По теории, боль не должна напугать того, что намеревается стать смертником. Но это не так. Пока ты не дошел до такого состояния, когда действуешь как робот, ощущаешь боль от ударов, мучаешься от усталости.
Корреспондент спросил у Трабельси, чем он занимался в лагере. Он отвечает: "Был футболистом, не веришь? Организовывал игры с мячом". Автор статьи не может представить 22 будущих камикадзе, бегающих за мячом в одном из афганских ущелий.
Шади Абдалла рассказал о том, как готовят теракты. Он говорит со знанием дела, сожалеет о своем прошлом в Афганистане, где видел "первые шаги" аз-Заркави, иорданца, передающего приказы итальянской ячейке. Шади рассказал о подробностях подготовки теракта: около дюжины человек, цифровая фотокамера, компьютер.
"В первую очередь, руководство в Афганистане (или в другой стране) вступает в контакт со своими корреспондентами, например, в Германии, и они согласовывают объект для атаки, - говорит раскаявшийся моджахед. - Референты в Германии распределяют задания. Максимально трем членам ячейки поручается собрать информацию об объекте и окружающей обстановке".
Осуществляется разведывательная работа, в ходе которой террористы занимаются фотосъемкой, тщательно изучают местность, оценивают возможные риски. По завершении этой фазы, которая может длиться месяцами, данные передаются местному руководителю - эмиру. Старший ячейки и его зам анализируют "отчет". В некоторых случаях они могут переправить снимки возможных объектов руководителям за рубежом, пополнив своего рода каталог объектов. Они используют электронную почту для отправки цифровых фото и видеокассеты с мультфильмами, внутри которых вмонтированы видеофрагменты.
Решение о том, по какому объекту наносить удар, принимают референты. Когда необходимо принять решение в короткие сроки, ответственность ложится на местного эмира. После заключения о целесообразности операции, наступает вторая фаза.
"Снова назначаются три человека, которые занимаются подготовкой к теракту, - рассказывает Шади. - Они должны определить, в какую сумму обойдется эта операция, какие материалы необходимо приобрести: взрывчатка, автомобили". Новый доклад эмиру. "Если руководство будет удовлетворено результатами, назначаются очередные три человека, которые займутся подготовительными мероприятиями: установка бомбы, использование фургона или самолета или чего-то еще".
После принятия решения о средстве, необходимо подумать об исполнителях. Старший ячейки назначает одного или нескольких человек, которые должны осуществить теракт, определив дату и время. Все должно пройти строго в соответствии с планом, поэтому привлекаются ближайшие родственники. В прошлом экстремистские группировки должны были ждать прибытия из-за рубежа "военных" - людей, способных собрать бомбу. Сегодня, благодаря существованию в Афганистане учебных лагерей, специалиста-взрывотехника можно найти на месте.
По словам раскаявшегося, боевая группа может состоять из 9 членов, отвечающие за снабжение, пара исполнителей, эмир и его правая рука. Чуть больше дюжины человек.
"Аль-Каида" формирует свою армию без званий и без больших формирований, черпая ресурсы из трех источников. Первый - тунисцы, алжирцы, марокканцы, египтяне, йеменцы, принадлежащие к региональным экстремистским группировкам ("Исламский джихад, "Джамаа исламия"). Они идеологически хорошо подготовлены, верят в насилие как инструмент политики. Они применяли свои навыки на внутреннем фронте, но реакция их режимов была жестокой. Они пересмотрели цели и планы в Афганистане и развернули наступление против универсального врага.